Искусственный интеллект поразмыслил над «Спасителем мира» Леонардо

№89, март 2021
№89
Материал из газеты

Эксперты Лувра и независимые специалисты из Массачусетского технологического университета, применившие новые компьютерные технологии, параллельно пришли к выводу, что поднятая в благословляющем жесте рука не входила в изначальную концепцию Леонардо

Леонардо да Винчи. «Спаситель мира». Фото: Christie's
Леонардо да Винчи. «Спаситель мира».
Фото: Christie's

Что является самым узнаваемым элементом иконографии Salvator Mundi, Христа как Спасителя мира? Правая рука Сына Божьего, поднятая в благословляющем жесте. Левая со сферой на ладони завершает эту иконографию, возникшую в Северной Европе и вошедшую в моду на северо-востоке Италии примерно с 1500 года. Однако два новых исследования загадочной картины Леонардо, которая была продана за $450 млн на торгах Christie’s в Нью-Йорке в 2017 году и теперь принадлежит Саудовской Аравии, позволяют предположить, что изначально на ней были изображены только голова и плечи Христа, а руки были написаны позже.

Одна экспертиза была проведена в Лувре, которому Министерство культуры Саудовской Аравии в 2018 году разрешило сделать детальное обследование картины, другая — программистом Стивеном Франком и историком искусства Андреа Франк; отчет об их исследовании скоро будет опубликован в журнале Leonardo, который выпускает MIT Press, издательство Массачусетского технологического института.

Результаты экспертизы Лувра не были представлены широкой публике: тираж книги 2019 года был отозван, когда новые владельцы «Спасителя мира» отказались одолжить картину музею на выставку к 500-летию со дня смерти Леонардо (музей не имеет права комментировать работы, которые находятся в частной собственности и не выставляются в его залах). Но несколько экземпляров книги все же разошлись по рукам.

До экспертизы Лувра авторитетным источником научной информации был сайт реставратора Дайанн Модестини, работавшей над «Спасителем мира» перед его продажей на Christie’s. В разделе «Последовательность создания картины» она предположила, что голова и благословляющая рука были написаны в одно время. Но кураторы и специалисты из реставрационной мастерской Лувра Венсан Дельевен, Мириам Эвено и Элизабет Раво, по всей видимости, придерживаются другой точки зрения. По их мнению, верхняя часть благословляющей руки написана прямо поверх черного фона, в отличие от остальной части фигуры Христа, и это «доказывает, что Леонардо не планировал изначально такой детали». В экспертизе Лувра 2018 года есть предположение, что картина создавалась медленно и Леонардо, возможно, дописал благословляющую руку через некоторое время. Эту гипотезу можно подтвердить, сравнив «Спасителя мира» с «Моной Лизой» (существует теория о четырех стадиях ее создания). Как бы то ни было, музейные эксперты считают, что эта «существенная» доработка появилась относительно рано, поэтому Леонардо впоследствии нанес еще несколько слоев краски на черный фон вокруг кисти.

В книге, подготовленной Лувром, также уделено внимание левой руке, которая держит прозрачный шар. Искусствоведы опровергли утверждение о том, что сфера сделана из горного хрусталя — хотя именно эта деталь рассматривалась в пользу атрибуции картины Леонардо. По мнению исследователей из Лувра, маленькие круглые точки в нижней части шара — не что иное, как пузырьки воздуха, которые обычно застывают в стекле и которых нет в горном хрустале. Они также отмечают, что пальцы Христа изначально находились выше. 

Салаи (?). «Спаситель мира». 1508–1513. Сан-Доменико Маджоре, Неаполь. Фото: Сан-Доменико Маджоре
Салаи (?). «Спаситель мира». 1508–1513. Сан-Доменико Маджоре, Неаполь.
Фото: Сан-Доменико Маджоре

Примечательно, что на великолепной, недавно отреставрированной картине с тем же образом Спасителя мира из неаполитанского собора Сан-Доменико Ма­джоре (1508–1513), который, по мнению Модестини, мог принадлежать кисти ученика Леонардо — Салаи, Христос тоже держит руку с шаром выше. Видимо, эта картина была написана чуть раньше, чем Леонардо завершил свою. Возможно, была целая серия разных вариантов иконографии Salvator Mundi, созданная одной художественной мастерской, — такую теорию первым выдвинул реставратор и куратор Антонио Форчеллино в каталоге к его выставке «Леонардо в Риме. Влияние и наследие», проходившей в прошлом году на римской вилле Фарнезина.

Два варианта карты вероятностей CNN, подтверждающей авторство Леонардо. Красный — «весьма вероятно», желтый — «умеренно вероятно», зеленый — «умеренно маловероятно», синий — «маловероятно». Фото: Steven Frank
Два варианта карты вероятностей CNN, подтверждающей авторство Леонардо. Красный — «весьма вероятно», желтый — «умеренно вероятно», зеленый — «умеренно маловероятно», синий — «маловероятно».
Фото: Steven Frank

Между тем, ничего не зная об экспертизе Лувра, Стивен и Андреа Франк провели свое расследование. Ученые обратились к технологии искусственных нейронных сетей (сверточная нейронная сеть, convolutional neural network, CNN), которые не могут анализировать большие изображения. Метод Франка, впервые примененный к произведениям Рембрандта, представляет собой попытку решить эту проблему, сосредоточив CNN на небольших, богатых информацией фрагментах одного крупного изображения. Система, разработанная для произведений искусства, делит изображение на мозаичные сегменты, достаточно малые для обработки сетью. 

В случае Леонардо набор данных включал в себя все подтвержденные картины его авторства (их 20) и сходные изображения, созданные современниками и учениками мастера. Оказалось, что голова, шея и плечи Христа, скорее всего, написаны самим Леонардо, но благословляющая рука выполнена точно не им. Аналогичный вывод относится и к левой руке Спасителя («не Леонардо»).

Салаи. «Христос Спаситель». 1511. Пинакотека Амброзиана. Фото: Пинакотека Амброзиана
Салаи. «Христос Спаситель». 1511. Пинакотека Амброзиана.
Фото: Пинакотека Амброзиана

Сами по себе результаты экспертизы Франков впечатляют — тем более что в их методологии нет сознательной предвзятости, ведь к выводам пришел искусственный интеллект. Это довод в пользу гипотезы Лувра о том, что «Христос Спаситель» (1511) из Пинакотеки Амброзиана в Милане, смелый автопортрет Салаи, любимого ученика Леонардо, на котором изображены только голова и плечи, возможно, наиболее близок к оригинальной композиции маэстро. 

Специалист по Леонардо Франк Цёлльнер выдвинул новую теорию в тезисах к научной конференции, опубликованных в 2020 году. Он предположил, что художник начал писать эту работу по заказу, а потом утратил к ней интерес. Возможно, картину закончил один из учеников или последователей мастера. Все эти новые исследования открывают очередные дебаты вокруг картины. Является ли она прототипом для иконографии Salvator Mundi в Италии? Какова тут роль мастерской Леонардо? И наконец, кем и когда были написаны руки? 

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+