18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусственный интеллект поразмыслил над «Спасителем мира» Леонардо

№89
Материал из газеты

Эксперты Лувра и независимые специалисты из Массачусетского технологического университета, применившие новые компьютерные технологии, параллельно пришли к выводу, что поднятая в благословляющем жесте рука не входила в изначальную концепцию Леонардо

Что является самым узнаваемым элементом иконографии Salvator Mundi, Христа как Спасителя мира? Правая рука Сына Божьего, поднятая в благословляющем жесте. Левая со сферой на ладони завершает эту иконографию, возникшую в Северной Европе и вошедшую в моду на северо-востоке Италии примерно с 1500 года. Однако два новых исследования загадочной картины Леонардо, которая была продана за $450 млн на торгах Christie’s в Нью-Йорке в 2017 году и теперь принадлежит Саудовской Аравии, позволяют предположить, что изначально на ней были изображены только голова и плечи Христа, а руки были написаны позже.

Одна экспертиза была проведена в Лувре, которому Министерство культуры Саудовской Аравии в 2018 году разрешило сделать детальное обследование картины, другая — программистом Стивеном Франком и историком искусства Андреа Франк; отчет об их исследовании скоро будет опубликован в журнале Leonardo, который выпускает MIT Press, издательство Массачусетского технологического института.

Результаты экспертизы Лувра не были представлены широкой публике: тираж книги 2019 года был отозван, когда новые владельцы «Спасителя мира» отказались одолжить картину музею на выставку к 500-летию со дня смерти Леонардо (музей не имеет права комментировать работы, которые находятся в частной собственности и не выставляются в его залах). Но несколько экземпляров книги все же разошлись по рукам.

До экспертизы Лувра авторитетным источником научной информации был сайт реставратора Дайанн Модестини, работавшей над «Спасителем мира» перед его продажей на Christie’s. В разделе «Последовательность создания картины» она предположила, что голова и благословляющая рука были написаны в одно время. Но кураторы и специалисты из реставрационной мастерской Лувра Венсан Дельевен, Мириам Эвено и Элизабет Раво, по всей видимости, придерживаются другой точки зрения. По их мнению, верхняя часть благословляющей руки написана прямо поверх черного фона, в отличие от остальной части фигуры Христа, и это «доказывает, что Леонардо не планировал изначально такой детали». В экспертизе Лувра 2018 года есть предположение, что картина создавалась медленно и Леонардо, возможно, дописал благословляющую руку через некоторое время. Эту гипотезу можно подтвердить, сравнив «Спасителя мира» с «Моной Лизой» (существует теория о четырех стадиях ее создания). Как бы то ни было, музейные эксперты считают, что эта «существенная» доработка появилась относительно рано, поэтому Леонардо впоследствии нанес еще несколько слоев краски на черный фон вокруг кисти.

В книге, подготовленной Лувром, также уделено внимание левой руке, которая держит прозрачный шар. Искусствоведы опровергли утверждение о том, что сфера сделана из горного хрусталя — хотя именно эта деталь рассматривалась в пользу атрибуции картины Леонардо. По мнению исследователей из Лувра, маленькие круглые точки в нижней части шара — не что иное, как пузырьки воздуха, которые обычно застывают в стекле и которых нет в горном хрустале. Они также отмечают, что пальцы Христа изначально находились выше. 

Примечательно, что на великолепной, недавно отреставрированной картине с тем же образом Спасителя мира из неаполитанского собора Сан-Доменико Ма­джоре (1508–1513), который, по мнению Модестини, мог принадлежать кисти ученика Леонардо — Салаи, Христос тоже держит руку с шаром выше. Видимо, эта картина была написана чуть раньше, чем Леонардо завершил свою. Возможно, была целая серия разных вариантов иконографии Salvator Mundi, созданная одной художественной мастерской, — такую теорию первым выдвинул реставратор и куратор Антонио Форчеллино в каталоге к его выставке «Леонардо в Риме. Влияние и наследие», проходившей в прошлом году на римской вилле Фарнезина.

Между тем, ничего не зная об экспертизе Лувра, Стивен и Андреа Франк провели свое расследование. Ученые обратились к технологии искусственных нейронных сетей (сверточная нейронная сеть, convolutional neural network, CNN), которые не могут анализировать большие изображения. Метод Франка, впервые примененный к произведениям Рембрандта, представляет собой попытку решить эту проблему, сосредоточив CNN на небольших, богатых информацией фрагментах одного крупного изображения. Система, разработанная для произведений искусства, делит изображение на мозаичные сегменты, достаточно малые для обработки сетью. 

В случае Леонардо набор данных включал в себя все подтвержденные картины его авторства (их 20) и сходные изображения, созданные современниками и учениками мастера. Оказалось, что голова, шея и плечи Христа, скорее всего, написаны самим Леонардо, но благословляющая рука выполнена точно не им. Аналогичный вывод относится и к левой руке Спасителя («не Леонардо»).

Сами по себе результаты экспертизы Франков впечатляют — тем более что в их методологии нет сознательной предвзятости, ведь к выводам пришел искусственный интеллект. Это довод в пользу гипотезы Лувра о том, что «Христос Спаситель» (1511) из Пинакотеки Амброзиана в Милане, смелый автопортрет Салаи, любимого ученика Леонардо, на котором изображены только голова и плечи, возможно, наиболее близок к оригинальной композиции маэстро. 

Специалист по Леонардо Франк Цёлльнер выдвинул новую теорию в тезисах к научной конференции, опубликованных в 2020 году. Он предположил, что художник начал писать эту работу по заказу, а потом утратил к ней интерес. Возможно, картину закончил один из учеников или последователей мастера. Все эти новые исследования открывают очередные дебаты вокруг картины. Является ли она прототипом для иконографии Salvator Mundi в Италии? Какова тут роль мастерской Леонардо? И наконец, кем и когда были написаны руки? 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+