18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Рынок искусства распался надвое

Отчет Artprice делит современный рынок на «органический» и «разрушительный». Пока что и тот и другой успешно растут: аукционные торги восстановились после прошлогоднего падения, а спрос на NFT придает ситуации драматизма

Аналитический портал и база цен Artprice опубликовал обзор аукционного рынка искусства за первую половину 2021 года. Самое впечатляющее в нем — стремительное восстановление рынка после ямы 2020 года, вызванной пандемией. Суммарный аукционный оборот достиг почти $7 млрд (в первой половине 2020 года было чуть более $2 млрд), что даже больше цифр за аналогичный период 2019, 2017 или 2016 годов. Число проданных лотов велико как никогда, а непроданных мало, хотя обилия рекордных цен, как, например, в 2015 году, не было.

Не менее интересно то, как основатель Artprice Тьерри Эрманн описывает изменения, происходящие в области торговли искусством: «В настоящее время сосуществуют два рынка искусства. Один — естественный, органический, другой — взрывной, разрушительный. Первый — традиционный, он опирается на историю искусства с ее кодами, на музеи, галереи, ярмарки, биеннале и так далее. Второй отражает мир, переживающий глубокую реорганизацию, бросающий вызов официальной истории посредством социальных движений, таких как #metoo и #blacklivesmatter, и непосредственно откликающийся на многочисленные политические, климатические, технологические вызовы и проблемы здравоохранения».

Тут надо понимать, что Artprice основан в 1987 году и все прошедшие десятилетия успешно предлагал пользователям графики и прогнозы на состояние цен — что в нынешних условиях работает слабо, ибо предсказать очередной виток социальной напряженности или пандемических ограничений и то, как на это откликнется рынок, старыми методами затруднительно.

Аукционы изобразительного искусства, по данным Artprice, принесли в первом полугодии 2021 года $6,9 млрд, что на 3% больше, чем в аналогичном периоде допандемийного 2019 года.

Это восстановление основано на рекордном количестве транзакций: за шесть месяцев было продано 288,5 тыс. произведений искусства, что на 5% больше, чем в первом полугодии 2019 года. Рост особенно заметен в доступных сегментах, охватывающих диапазон цен от $1 тыс. до $20 тыс. Аукционные гиганты Christie’s, Sotheby’s и Phillips дематериализовали больше половины своих торгов: из 258 аукционов изобразительного искусства 133 проводились исключительно в интернете. Правда, такие аукционы генерируют лишь десятую часть (9,3%) оборота аукционных домов, поскольку этот канал продаж используется в основном для лотов начального и среднего ценового диапазона. При этом произведения в формате NFT (ворвавшиеся на традиционные аукционные площадки только в начале 2021 года) уже составляют треть стоимости онлайн-продаж, или 2% мирового вторичного (аукционного) рынка искусства, в первом полугодии 2021 года. Причем на одного Бипла (продан за $69 млн на Christie’s) приходится ровно 1% этой суммы!

Популярность NFT-арта, по мнению аналитиков Artprice, повысила спрос на современное искусство, на которое сейчас приходится 23% мирового оборота аукционов изобразительного искусства по сравнению с 3% 20 лет назад.

Раздел «послевоенного искусства» (условная аукционная группа, куда попадают, например, Марк Ротко и Энди Уорхол) сократился на 4%, раздел модернизма — на 8% (всё по сравнению с аналогичным периодом «нормального» 2019 года).

И все-таки самыми успешными художниками первой половины 2021 года по совокупному обороту на рынке, по версии Artprice, стали вполне привычные герои.

Самые успешные художники первой половины 2021 года

Совокупный оборот на рынке, по версии Artprice

Пабло Пикассо (1881–1973), который остается величайшим художником ХХ века и еще ни разу не уступал своего места никому.
$352 169 000

Жан-Мишель Баскиа (1960–1988) вышел в лидеры, так как его работы продаются часто, успешно и всеми аукционами.
$303 537 000

Энди Уорхол (1928–1987) долгое время составлял уверенную пару Пикассо по спросу и предложению на рынке, но вытеснен своим младшим другом и учеником Баскиа на третье место.
$149 982 000

Клод Моне (1840–1926), несомненно, самый известный импрессионист, однако его положение в любом аукционном рейтинге зависит от того, выходила ли на торги в рассматриваемом сезоне его крупная работа или нет (в этом сезоне были «Пруд с кувшинками» за $70,4 млн на Sotheby’s и «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» за $48,5 млн на Christie’s).
$131 638 000

Бэнкси (р. 1974) — самый капиталоемкий из всех здравствующих художников. В течение пяти последних лет аукционный оборот Бэнкси рос экспоненциально: с $3 млн в 2016 году до $29 млн в 2019 году, $67 млн в 2020 году и $123 млн в первом полугодии 2021 года. С 11 млн подписчиков в Instagram он нашел прямой путь к молодому поколению коллекционеров.

Еще…

Данные отдельных аукционных домов, полученные от них напрямую, дополняют картину конкретными примерами.

Christie’s отчитался за первое полугодие 2021 года о суммарном объеме продаж в $3,5 млрд, что выше аналогичного показателя допандемийного 2019 года на 13%.

Необходимо уточнить, что аукционный дом включает сюда итоги продаж мебели, часов, вина, драгоценностей и так далее, в отличие от Artprice, который учитывает только изящные искусства. За отчетный период 7 из 12 самых дорогих лотов проданы на Christie’s, включая картину Пабло Пикассо «Женщина, сидящая у окна» — первый за последние два года шедевр, превысивший ценовую отметку в $100 млн. Впечатляет приток новых клиентов аукционного дома: по итогам первого полугодия 30% всех покупателей были новичками и 31% из них — это миллениалы (которые собирают, с традиционной точки зрения, бог знает что). Очень внимательно Christie’s подошел к гендерному балансу аукционистов — 50 на 50 (шесть лет назад он составлял 66 к 34 в отношении мужчин и женщин).

Sotheby’s не смог предоставить цифру суммарного оборота за первое полугодие (с 2019 года этот аукционный дом принадлежит медиамагнату Патрику Драи и не отчитывается публично так тщательно, как это было в бытность его акционерным обществом).

Самой громкой продажей Sotheby’s за последние шесть месяцев стал рекорд на Боттичелли: «Портрет молодого человека с медальоном» продан за $92,2 млн.

Среди интересных нам рекордов можно отметить $29,4 млн за полотно Василия Кандинского «Умиротворенные напряженности». Стоит отметить 600-миллионную серию торгов импрессионистов, модернистов и современного искусства в Нью-Йорке в мае — с $70,4 млн за Клода Моне и $50,8 млн за Жан-Мишеля Баскиа.

Рынок NFT, в том числе NFT-арт, пока существует в некой параллельной реальности — несмотря на отдельные продажи произведений в формате невзаимозаменяемых токенов, на которые отважились «традиционные» аукционные дома. По данным агентства Рейтер, в первой половине 2021 года его объем достиг $2,5 млрд. Источником цифры является компания DappRadar (занимается аналитикой блокчейна и децентрализованных финансов). Среди топовых сделок на их сайте сейчас — 400 ETH ($1,252 млн по текущему курсу) за Ringers #52 художника dmitricherniak. Произведение основано на алгоритме, предлагающем бесконечное число вариаций, в которых веревка опутывает колышки. Сделка совершена на площадке OpenSea, лидирующей на сегодня (ее оборот в июле достиг $150 млн).

Другой источник — NonFungible, характеризующий себя как самую большую базу данных по рынкам блокчейна и криптоколлекционированию, — сообщает меньшую цифру объема продаж NFT за первое полугодие — всего $1,3 млрд. Причем это не только искусство, перед ним в тройке лидеров по разделам — спорт и предметы коллекционирования (как мы бы их назвали, если бы они были физическими).

Все аналитики согласны с тем, что самый большой кусок рынка NFT-арта принадлежит «криптопанкам» — картиночкам проекта CryptoPunks от студии разработки Larva Labs.

За последнюю неделю с ними совершили пять сделок на суммы свыше $1 млн (самая дорогая из них — продажа зелененького «инопланетного» панка #7252 за $4,358 млн). C 2017 года, когда были созданы «криптопанки», с ними совершили операций на $652,8 млн.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+