Топ-10 самых дорогих картин старых мастеров

Только что состоявшаяся продажа портрета кисти Боттичелли произвела подвижки в списке самых дорогих произведений старых мастеров, который обновляется гораздо реже, чем список рекордных работ современных художников

Рекорды на картины импрессионистов, модернистов, а также современных художников постоянно попадают в новости. Со старыми мастерами новостная повестка беднее — во-первых, их яркие продажи случаются гораздо реже из-за дефицита шедевров на рынке, во-вторых, цены на художников XIV–XVIII веков блекнут по сравнению с суммами, которые платят за Люсьена Фрейда, Дэвида Хокни и Дэмиена Херста. 28 января на Sotheby’s с молотка ушел «Портрет молодого человека с медальоном» Сандро Боттичелли, эстимейт которого составлял $80 млн, а итоговая цена — $92,2. Мы решили показать, в какой компании этот портрет оказался (список выстроен по данным аукционных продаж).

№ 1. Леонардо да Винчи (приписывается). «Спаситель мира» — $450,3 млн

Леонардо да Винчи (приписывается). «Спаситель мира». Фото: Christie's
Леонардо да Винчи (приписывается). «Спаситель мира».
Фото: Christie's

Исторический рекорд, который невозможно было пропустить, даже если не пользуешься интернетом. Последние новости о картине, впрочем, двухлетней давности: с 2019 года ее никто не видел. Хранится она, предположительно, на яхте наследного принца Саудовской Аравии. Впрочем, еще из свеженького: в 2021 году выяснилось, что существует некое научное исследование работы, согласно которому сначала была написана одна голова, а руки и держава были добавлены позже.

№ 2. Сандро Боттичелли. «Портрет молодого человека с медальоном» — $92,2 млн

Сандро Боттичелли. «Портрет молодого человека с медальоном». Около 1480. Фото: Julian Cassady Photography/Sotheby's
Сандро Боттичелли. «Портрет молодого человека с медальоном». Около 1480.
Фото: Julian Cassady Photography/Sotheby's

Картина была выставлена с эстимейтом в $80 млн, и, учитывая наличие многочисленных загадок, связанных с ней, многие сомневались, найдутся ли желающие выложить такую сумму. Страхи оказались напрасными. Дело не только в провенансе картины, но и в ее красоте — привлекательный молодой человек на ярком голубом фоне, да еще с таинственным медальоном-вставкой (работой мастера предыдущего века), останавливает взгляд. В 2019 году на рынке появилась другая картина Боттичелли — «Портрет Михаила Марулла», но это был мрачный мужчина средних лет в темном на мутном фоне. За нее на ярмарке Frieze частным образом просили $30 млн, однако неясно, нашлись ли желающие. Таким образом, «Молодой человек с медальоном» стал самой дорогой картиной Боттичелли. А заодно самой дорогой картиной старых мастеров, проданной на Sotheby's. Обратите внимание на порядок цены: мы сразу потеряли нолик, и это еще одно доказательство того, насколько экстравагантной была покупка «Спасителя мира».

№ 3. Питер Пауль Рубенс. «Избиение младенцев» — £49,5 млн

Питер Пауль Рубенс. «Избиение младенцев». Фото: Art Gallery of Ontario
Питер Пауль Рубенс. «Избиение младенцев».
Фото: Art Gallery of Ontario

Есть полотна и подороже этого Рубенса, однако они были куплены в результате частных сделок — это «Юдифь и Олоферн» Караваджо, купленное приблизительно за €150 млн, и парные портреты Мартена Соолманса и его жены (Maerten Soolmans and Oopjen Coppit) кисти Рембрандта, приобретенные Лувром и Рейксмузеумом за €160 млн в складчину. Наша же тема — аукционные продажи. В 2002 году на Sotheby’s «Избиение младенцев» приобрел бизнесмен и коллекционер Кеннет Томпсон, несколько лет спустя подаривший ее канадской Художественной галерее Онтарио в Торонто.

№ 4. Питер Пауль Рубенс. «Лот с дочерьми» — £44,88 млн

Питер Пауль Рубенс. «Лот с дочерьми». Фото: Christie's
Питер Пауль Рубенс. «Лот с дочерьми».
Фото: Christie's

Масштабное полотно, которое до 1886 года находилось в коллекции герцогов Мальборо, а позже погуляло по Европе, было приобретено в 2016 году анонимным фондом. Практически сразу владелец отдал картину для экспонирования в Метрополитен-музей.

№ 5 и 6. Два пейзажа Уильяма Тернера — £30,3 млн и £29,7 млн 

Уильям Тернер. «Рим. Вид с Авентина». Уильям Тернер. «Современный Рим. Кампо Ваккино». Фото: Sotheby's
Уильям Тернер. «Рим. Вид с Авентина». Уильям Тернер. «Современный Рим. Кампо Ваккино».
Фото: Sotheby's

Тут, конечно, вопрос спорный: можно ли относить Джозефа Уильяма Тернера, художника XIX века, к старым мастерам? Ну предположим, что можно, тогда он займет почетное место в середине списка. В 2014 году «Рим. Вид с Авентина» был продан за £30,3 млн на Sotheby’s. Последний век картиной владели графы Розбери. Семья выставила картину на аукцион, по словам ее представителя, чтобы получить средства «для содержания своих поместий». Нынешний ее владелец неизвестен. А в 2010 году Розбери продали там же за £29,7 млн другую работу Тернера — «Современный Рим. Кампо Ваккино». Ее приобрел Музей Гетти, один из крупнейших игроков на рынке. 

№ 7 и 8. Два рисунка Рафаэля Санти — £29,72 млн и £29,16 млн

Рафаэль Санти. «Голова музы». Фото: Christie's. Рафаэль Санти. «Голова молодого апостола». Фото: Sotheby's
Рафаэль Санти. «Голова музы».
Фото: Christie's. Рафаэль Санти. «Голова молодого апостола». Фото: Sotheby's

Обе работы были проданы герцогом Девонширским, то есть имеют безупречный провенанс. «Голова молодого апостола» в 2012 году ушла с Sotheby’s за £29,72 млн, а «Голова музы» — в 2009 году с Christie’s за £29,16 млн. Возвращаясь к разговору о частных продажах: очевидно, что аукционы порой — гораздо более выигрышная стратегия. Ровно в тот же период, 2009 и 2012 годы, другой герцог, Сазерлендский, продал две фамильные работы Тициана — «Диана и Каллисто» и «Диана и Актеон». Огромные полотна маслом обошлись покупателям в £45 млн и £50 млн соответственно, то есть всего в два раза дороже, чем рисунки Рафаэля. Дело в том, что продавать таких великолепных Тицианов за рубеж герцогу никто бы и не дал — картины в складчину купили для лондонской Национальной галереи и Национальных галерей Шотландии.

№ 9 и 10. Два пейзажа Франческо Гварди — £26,7 млн и £26,2 млн

Франческо Гварди. «Венеция. Вид с моста Риальто с севера». Фото: Sotheby's. Франческо Гварди.«Венеция. Мост Риальто с палаццо деи Камерленги». Фото: Christie's
Франческо Гварди. «Венеция. Вид с моста Риальто с севера».
Фото: Sotheby's. Франческо Гварди.«Венеция. Мост Риальто с палаццо деи Камерленги». Фото: Christie's

И опять подряд две картины одного и того же автора, происходящие из одного и того же британского аристократического семейства, испытавшего проблему с финансами. На сей раз — баронов Келведон. «Венеция. Вид с моста Риальто с севера» в 2011 году ушла с Sotheby’s за £26,7 млн, а «Венеция. Мост Риальто с палаццо деи Камерленги» в 2017 году была продана с Christie’s за £26,2 млн.

Самое читаемое:
1
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
Оба проекта будут значительно отличаться от своих парижских версий. Москва сконцентрируется на драматическом пути Ивана Морозова как коллекционера, а Санкт-Петербург — на воссоздании развески такой, какой она была в особняке Сергея Щукина
26.05.2022
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
2
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
Комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства в скором времени заступит на пост программного директора Фонда V–A–C и московского Дома культуры «ГЭС-2». Пока что она сохранит и свою прежнюю позицию
26.05.2022
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
7
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+