18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Полотно Боттичелли продадут на Sotheby’s минимум за $80 млн

Ожидается, что картина, которую в январе выставят на нью-йоркской неделе старых мастеров, станет одним из самых дорогих портретов, когда-либо проданных на аукционе

В январе во время нью-йоркской недели старых мастеров Sotheby’s на торги выставят «Портрет молодого человека с медальоном» (около 1470–1480) Сандро Боттичелли с эстимейтом выше $80 млн.

«Я работаю с живописью старых мастеров уже три десятилетия. Вещи такого высокого уровня и в такой потрясающей сохранности встречаются исключительно редко», — говорит Кристофер Эпосл, возглавляющий в Sotheby’s отдел живописи старых мастеров. Он добавляет, что уникальность произведения, естественно, отразилась на его цене.

Хотя портрет уже более века находится в частных руках, в последние три десятилетия его постоянно включали в различные музейные экспозиции, в том числе в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, в Национальной художественной галерее в Вашингтоне и в Национальной галерее в Лондоне. Первое упоминание о картине относится к 1930-м годам, когда она находилась в собрании лорда Ньюборо и хранилась в городе Карнарвон на севере Уэльса. Считается, что ее приобрел сэр Томас Уинн, первый барон Ньюборо (1736–1807), некоторое время живший в Тоскане. Между 1935 и 1938 годами портрет был продан через лондонского дилера частному коллекционеру, чьи наследники в 1982 году выставили картину на аукцион, где ее и купил нынешний владелец за £810 тыс.

Портреты кисти флорентийского мастера, известного прежде всего аллегорическими картинами «Весна» и «Рождение Венеры» (обе из Галереи Уффици), малочисленны. «Нам известно всего лишь о дюжине дошедших до наших дней портретов Боттичелли», — говорит Эпосл. Три из них находятся в частных руках, а остальные входят в музейные коллекции. Эксперт уверен, что «Портрет молодого человека с медальоном» по качеству не уступает «Портрету неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» из собрания Галереи Уффици и «Портрету Джулиано Медичи» из Национальной художественной галереи в Вашингтоне. По-видимому, все они были написаны приблизительно в одно время — между серединой 1470-х и началом 1480-х годов.

«Портрет молодого человека с медальоном» в этом ряду выделяется лаконичностью композиции. «Если говорить об иллюзионизме Высокого Возрождения: о сложных архитектурных формах, линейной перспективе, двух точках схода, а также о смелой работе с цветом, — все эти элементы присутствуют в произведении, — рассказывает Эпосл. — Притом что девять из десяти человек на улице, вероятно, назовут Боттичелли в числе величайших художников западного канона, на самом деле он заслуживает гораздо большего признания в контексте истории искусства за совершенствование этих аспектов композиции».

Эксперт обращает особое внимание на то, как искусно написан палец модели на краю окна, в котором молодой человек изображен. Это единственная часть картины, где угадывается легкая тень. «Едва заметная, но в то же время далеко не случайная деталь. Она добавляет портрету психологическое измерение — предыдущее поколение портретистов подобные вещи попросту не интересовали», — говорит Эпосл.

Текущий аукционный рекорд Боттичелли был установлен в 2013 году, когда так называемая «Мадонна Рокфеллера», также известная как «Богоматерь с младенцем Христом и святым Иоанном Крестителем», была продана за $10,4 млн. В октябре 2019 года Trinity Fine Art выставила на Frieze Masters в Лондоне за $30 млн портрет, представленный как последняя картина Боттичелли, все еще находящаяся в частных руках, но галерее не удалось продать его на ярмарке. Созданный в поздний период (около 1500 года) портрет зрелого мужчины был не в самом лучшем состоянии, хотя на протяжении 12 лет и находился во временном пользовании мадридского Прадо.

Если «Портрет молодого человека с медальоном» действительно достигнет границ эстимейта в $80 млн, он окажется одним из самых дорогих портретов, когда-либо проданных на аукционе, встав в один ряд с «Портретом Адели Блох-Бауэр II» кисти Густава Климта, проданным в 2006 году за $87,9 млн, и «Портретом доктора Гаше» Винсента ван Гога, который ушел на Christie’s в 1990 году за $82,5 млн.

В декабре произведение будет экспонироваться в Лондоне, а затем отправится в нью-йоркский Sotheby’s, где останется вплоть до торгов. Их планируется провести в гибридном формате с прямой трансляцией, впервые опробованном аукционным домом во время пандемии.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+