18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Ретроспектива супрематиста и космиста Ивана Кудряшова проходит в Третьяковке

№93
Материал из газеты

Разделы выставки «Иван Кудряшов. К 125-летию со дня рождения» соответствуют основным этапам жизни художника

Довольно давно уже в отношении художников «первого авангарда», дореволюционного и советского, выстроена четкая иерархия. Мы без запинки скажем, какие фигуры там были главными, а какие второстепенными. Эта иерархия отнюдь не безосновательна, но восходит она к периоду «бури и натиска», когда все только зарождалось, формулировалось и требовало практической реализации. Ключевые герои успели сделать многое, но их последователи очень быстро оказались на обочине, по сути, вне закона. Так что принятая иерархия и объективна, и несправедлива одновременно.

Иван Кудряшов (1896–1972), персональная выставка которого сейчас проходит в Государственной Третьяковской галерее, был среди тех, чей потенциал накануне директивного сворачивания авангарда лишь начинал раскрываться по-настоящему. Он с юности был захвачен идеями «левого искусства», учился в Москве во Вторых государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ), откуда в 1920 году был командирован в Оренбург с просветительской миссией. При его активнейшем участии здесь создавался филиал ГСХМ, а также еще один авангардный форпост — филиал витебского Уновиса (объединение «Утвердители нового искусства»), возглавляемого Казимиром Малевичем.

Это сотрудничество обещало грандиозные перспективы, но уже в 1922-м Кудряшов был вынужден вернуться в столицу, столкнувшись с неприятием своих новаторских замыслов. Впрочем, энтузиазма он не утратил и в Москве продолжил авангардные эксперименты, двигаясь в сторону космизма. За это он подвергался постоянной критике, а в 1938 году был исключен из Московского союза художников. Только с наступлением оттепели художник вновь стал привлекать к себе внимание — хотя и в очень узких кругах. Он оказался в числе тех немногих, кто смог напрямую донести прежние авангардные установки до сознания следующих поколений.

Нынешняя выставка — первая основательная ретроспектива творчества Ивана Кудряшова. Кураторы Ирина Пронина и Игорь Стрекалов привлекли к работе над проектом всех важнейших держателей наследия художника. Помимо ГТГ, это еще пять институций: Государственный Русский музей, Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых, Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого в Нукусе, Государственный музей современного искусства в Салониках и Центр Помпиду в Париже. Суммарно набралось более полутора сотен экспонатов, среди которых не только работы самого Кудряшова, но и произведения некоторых его коллег, значимые для контекста выставки, а также фотографии и архивные документы. Добавим, что специально для этого показа выстроен объемный макет, реконструирующий супрематическую, начала 1920-х, роспись Кудряшова для Оренбургского городского (1-го Советского) театра. Вероятно, молодой художник тогда не рассматривал эту работу в качестве opus magnum, но по факту вышло именно так. 

Новая Третьяковка
«Иван Кудряшов. К 125-летию со дня рождения»
До 22 августа

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+