18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ретроспектива супрематиста и космиста Ивана Кудряшова проходит в Третьяковке

№93
Материал из газеты

Разделы выставки «Иван Кудряшов. К 125-летию со дня рождения» соответствуют основным этапам жизни художника

Довольно давно уже в отношении художников «первого авангарда», дореволюционного и советского, выстроена четкая иерархия. Мы без запинки скажем, какие фигуры там были главными, а какие второстепенными. Эта иерархия отнюдь не безосновательна, но восходит она к периоду «бури и натиска», когда все только зарождалось, формулировалось и требовало практической реализации. Ключевые герои успели сделать многое, но их последователи очень быстро оказались на обочине, по сути, вне закона. Так что принятая иерархия и объективна, и несправедлива одновременно.

Иван Кудряшов (1896–1972), персональная выставка которого сейчас проходит в Государственной Третьяковской галерее, был среди тех, чей потенциал накануне директивного сворачивания авангарда лишь начинал раскрываться по-настоящему. Он с юности был захвачен идеями «левого искусства», учился в Москве во Вторых государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ), откуда в 1920 году был командирован в Оренбург с просветительской миссией. При его активнейшем участии здесь создавался филиал ГСХМ, а также еще один авангардный форпост — филиал витебского Уновиса (объединение «Утвердители нового искусства»), возглавляемого Казимиром Малевичем.

Это сотрудничество обещало грандиозные перспективы, но уже в 1922-м Кудряшов был вынужден вернуться в столицу, столкнувшись с неприятием своих новаторских замыслов. Впрочем, энтузиазма он не утратил и в Москве продолжил авангардные эксперименты, двигаясь в сторону космизма. За это он подвергался постоянной критике, а в 1938 году был исключен из Московского союза художников. Только с наступлением оттепели художник вновь стал привлекать к себе внимание — хотя и в очень узких кругах. Он оказался в числе тех немногих, кто смог напрямую донести прежние авангардные установки до сознания следующих поколений.

Нынешняя выставка — первая основательная ретроспектива творчества Ивана Кудряшова. Кураторы Ирина Пронина и Игорь Стрекалов привлекли к работе над проектом всех важнейших держателей наследия художника. Помимо ГТГ, это еще пять институций: Государственный Русский музей, Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых, Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого в Нукусе, Государственный музей современного искусства в Салониках и Центр Помпиду в Париже. Суммарно набралось более полутора сотен экспонатов, среди которых не только работы самого Кудряшова, но и произведения некоторых его коллег, значимые для контекста выставки, а также фотографии и архивные документы. Добавим, что специально для этого показа выстроен объемный макет, реконструирующий супрематическую, начала 1920-х, роспись Кудряшова для Оренбургского городского (1-го Советского) театра. Вероятно, молодой художник тогда не рассматривал эту работу в качестве opus magnum, но по факту вышло именно так. 

Новая Третьяковка
«Иван Кудряшов. К 125-летию со дня рождения»
До 22 августа

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+