Ретроспектива художника-авангардиста Ивана Кудряшова проходит в Третьяковке

Организаторы международного музейного проекта «Иван Кудряшов. К 125-летию со дня рождения» говорят о нем как о выставке-исследовании, открывающей новые страницы русского авангарда

Иван Кудряшов. «Конструкция прямолинейного движения». 1925. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Кудряшов. «Конструкция прямолинейного движения». 1925.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Хрестоматийные строки Бродского к 100-летию со дня рождения Ахматовой «Бог сохраняет все...» с полным правом можно отнести к Ивану Кудряшову, чью персональную выставку приурочили к полукруглой дате — 125-летию со дня рождения. Причем из списка сохраненного Богом (страница, огонь, зерно, жернова и проч.) Кудряшова можно, пожалуй, уравнять с усеченным волосом, настолько незаметным выглядело его наследие: полузабытая фигура из сонма тех, кто практиковал беспредметную живопись в 1920-е, в постоянной экспозиции ГТГ висели одна или две его работы. Его имя мелькало в воспоминаниях Лидии Мастерковой, дружившей с Кудряшовым и его женой Надеждой Тимофеевой в 1950–1960-е годы и приведшей к нему Георгия Костаки.

В пику предыстории нынешний вернисаж получился невероятно пышным: пресс-показ освещали федеральные телеканалы, а у дверей галереи выстроились машины с дипломатическими номерами, среди первых гостей выставки был вице-премьер Республики Узбекистан Азиз Абдухакимов. Объяснялся этот ажиотаж теми же обстоятельствами, которые привели к забвению художника. Его наследие оказалось распылено: часть находится в России (ГТГ, Русский музей, Вятский художественный музей и другие), часть вместе с коллекцией Георгия Костаки уехала в Грецию и находится в музее в Салониках, а часть попала в Узбекистан: большой блок работ и архив купил у вдовы художника для своего музея в Нукусе («Лувра в пустыне», как его сейчас называют) Игорь Савицкий. Все эти институции (и еще Центр Помпиду!) предоставили на выставку свои произведения, а дипломаты России, Греции и Узбекистана поддержали событие личным присутствием.

История началась в 2017 году, когда научный сотрудник Третьяковки Ирина Пронина получила грант частного фонда Иветы и Тамаза Манашеровых на изучение работ Ивана Кудряшова в Нукусе. Ее изыскания дали толчок выставке. Чуть позже в качестве куратора к ней присоединился доктор наук, инициатор реконструкций ряда арт-проектов 1920-х годов Игорь Смекалов. Было некоторое сомнение, способно ли наследие Ивана Кудряшова, состоящее в основном из рисунков, эскизов, набросков, чисто визуально «удержать» большие пространства Новой Третьяковки. Но результат впечатлил именно что своей камерностью.

Невероятно здорово, что такая махина, как Третьяковская галерея, способна сфокусироваться на малом — одной-единственной биографии полузабытого художника — и воскресить его имя из небытия.

Жизнь Ивана Кудряшова до слез трагична. Сын виртуоза-столяра (его отец изготавливал деревянные модели воздухоплавательных аппаратов в мастерской Константина Циолковского), он с детства знал, что будет художником, в 15 лет поступил и год проучился в Академии Штиглица в Санкт-Петербурге, затем пять лет — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (среди его учителей был символист Павел Кузнецов). В 1919-м 24-летний Кудряшов знакомится с Казимиром Малевичем и, что называется, заболевает абстрактным искусством.

Широко известно, что лихолетье Гражданской войны Малевич и его ученики переживали в Витебске, где была создана легендарная супрематическая группа Уновис («Утвердители нового искусства»). Менее известно, что филиал Уновиса в 1920–1921 годах существовал в Оренбурге и его организовал как раз Иван Кудряшов. Наркомпрос командировал его в Оренбург для организации художественного вуза — Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ), и некоторое время эти мастерские работали по программе Малевича, а сам Казимир Северинович в компании с Эль Лисицким в июле 1920-го приезжал в Оренбург с лекцией. Вектор на беспредметность главенствовал в мастерских примерно полгода: как только местные художники поняли, что абстракционизм — не директива Наркомпроса, а самоуправство нескольких человек, учебный план вернули к более традиционному формату. В ноябре 1921-го вуз и вовсе перепрофилировали в художественную студию-школу.

В Оренбурге Кудряшов сделал самый, пожалуй, впечатляющий свой проект — оформление в супрематическом стиле городского (1-го советского) театра, которое считается самой значительной разработкой Уновиса для реальной архитектуры. 100 лет назад этот смелый замысел не был реализован, но на выставке в ГТГ можно увидеть уменьшенный макет театрального зала с размещенными по стенам росписями. Даже сегодня соединение классической театральной архитектуры с парящими геометрическими фигурами выглядит мощно.

Иван Кудряшов. Общая схема росписи зрительного зала 1-го Советского театра в Оренбурге. 1920. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Кудряшов. Общая схема росписи зрительного зала 1-го Советского театра в Оренбурге. 1920.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Вернувшись в Москву, в 1920-е Кудряшов какое-то время был активным участником арт-процесса, показывал работы на выставках даже за границей — в Берлине (1922) и Амстердаме (1923), вступил в Общество станковистов (ОСТ, 1925). Но постепенно либеральная жизнь сходила на нет, а вместе с ней исчезало абстрактное искусство. Быть художником-нереалистом становилось опасно для жизни. По сохранившимся трудовым книжкам удалось восстановить тяжелую борьбу за хлеб насущный: Кудряшов зарабатывал поденщиной, оформляя всякого рода наглядную агитацию для Института переливания крови, транспортных и прочих организаций. В 1930-е его вначале принимают, а потом исключают из Союза художников — как безнадежного эпигона Малевича, что отчасти соответствовало действительности: вплоть до кончины основателя супрематизма в 1935-м Кудряшов состоял с Казимиром Севериновичем в живейшей переписке. Он был в числе тех, кто встречал гроб с телом Малевича на Ленинградском вокзале в Москве и присутствовал при захоронении его праха в Немчиновке.

Призванный в 1942-м в армию, Кудряшов два года заведовал камерой хранения вещей заключенных в тюрьме НКВД. На фотографиях этого периода, как пишут в каталоге, «он выглядит совершенно раздавленным человеком». Его комиссовали из-за туберкулеза, после войны он получил инвалидность. Эпоха оттепели мало что в его жизни изменила. Он вызывал интерес как живой участник авангардного движения, но и разочаровывал малыми масштабами творчества. Даже купивший много его работ Георгий Костаки с сожалением писал, что в 1960-е Кудряшов пытался повторять более ранние вещи.

Он умер в 1972-м. Через год его жена и соратник Надежда Тимофеева, пристроив в музеи, по частным коллекциям и родственникам наследие мужа и написав 11 страниц его биографии, добровольно ушла из жизни.

Фрагмент экспозиции «Иван Кудряшов. К 125-летию со дня рождения». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Фрагмент экспозиции «Иван Кудряшов. К 125-летию со дня рождения».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Наверное, есть закономерность в том, что выставка Кудряшова состоялась именно сейчас. Сегодня мы чествуем его не только как последователя Малевича или отважного художника-монументалиста, придумавшего оформление целого театра, но и как создателя принципиально своего направления в нефигуративном искусстве — эдакого межгалактического световоздушного пророчества, то, что за неимением других слов кураторы выставки назвали «космизмом». В эпоху цифровых медиа, движущихся картинок видеоинсталляций, световоздушных эффектов Джеймса Таррелла или Олафура Элиассона Кудряшов воспринимается их важным предшественником, очень реалистичным предсказателем если не будущего вообще, то по крайней мере будущих форм искусства. Острое осознание важности его наследия произошло недавно: в 2012 году, когда окончательно стало ясно, что все, абсолютно все, даже небольшие рисунки, даже позднее творчество имеет огромную ценность, ГТГ приобрела у наследников ряд работ художника и его жены и получила в дар весь оставшийся архив.

Исследования продолжаются. Несмотря на то что сделана прекрасная выставка и выпущен подробнейший каталог, не удалось установить, где находятся, например, работы, фигурировавшие на научной конференции ГТГ «Участие художников в праздничном оформлении городов» в 1965 году. Неизвестно и место погребения Ивана Кудряшова. Следующим поколениям историков будет чем заняться.

Новая Третьяковка
Иван Кудряшов. К 125-летию со дня рождения
До 22 августа

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+