18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Палехская аномалия: город художников переживает расцвет

Последние три года старинный Палех на подъеме и имеет все шансы стать новой жемчужиной Золотого кольца

Палех даже не город, а поселок городского типа с населением около 5 тыс. человек. При этом 15% его жителей, примерно 700 человек — художники, и значительная их часть — социально активная молодежь. Кто-то продолжает заниматься лаковой миниатюрой, прославившей это место, другие расписывают храмы, третьи переквалифицировались в реставраторов икон, четвертые пробуют силы в моде, театре, скульптуре, инсталляциях.

Искусство для Палеха — градообразующий вид деятельности, что само по себе явление исключительное.

Такая ситуация сложилась не вчера, и даже не при советской власти. Ее истоки восходят к XVII веку. Здешние земли были скудны на урожай, и единственное, чем крестьяне могли заработать, — это изготовление икон, иконостасов и роспись церквей. Артели живописцев уходили на работы в другие города, откуда нередко взамен своей новодельной продукции привозили старинные иконы и передавали их на хранение в местный Крестовоздвиженский храм. За 400 лет в городе накопилось первоклассное собрание религиозного искусства с акцентом на северные (ярославские, костромские) письма. Коллекции местного художественного музея, куда после революции переместились эти сокровища, может позавидовать столица. Здешние живописцы были и первыми русскими реставраторами.

Музеев в крохотном Палехе много, с полдюжины, в том числе музей Павла Корина (почти 150 назад его бабушка построила здесь дом, и он до сих пор в превосходном состоянии). Есть и богатейший музей лаковой миниатюры, в котором, единственном из всех, нельзя фотографировать по причине охраны авторских прав.

Подробности

Как Палех стал центром палехской миниатюры

Когда после революции иконопись исчезла за ненадобностью, группа энтузиастов во главе с художником Иваном Голиковым (1887–1937) организовала Артель древней живописи и перешла от религиозной продукции к росписи шкатулок на сказочные сюжеты — наподобие федоскинских, но в соответствии со своеобразным палехским стилем. Палехская живопись регулярно получала награды на международных выставках и находилась под покровительством государства. В 1920-е здесь открыли художественное училище, которое работает до сих пор. Весь XX век Палех оставался важным (и коммерчески успешным!) арт-центром и в этом качестве пережил СССР. В сложные 1990-е палехская продукция оказалась востребованной на Западе, и местные мастера процветали. Сегодня уже не приходится рассчитывать на мощную господдержку и контакты с Европой, но город совсем не пропал. В Палехе работает как минимум два производственных объединения, оформляющих церкви под ключ: «Возрождение» Александра Гусаковского и «Палехский иконостас» (его владельцы — Анатолий Влезько и Юрий Федоров). В последнем трудится 150 человек: архитекторы, краснодеревщики, камнерезы, живописцы, специалисты по золочению. Компания оснащена даже станками с ЧПУ и выпускает собственное сусальное золото. Признаться, удивительно увидеть все это в поселке городского типа, то есть почти в деревне.

Еще…

В 2018 году губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский взял курс на развитие туризма, и Палеху отвели роль важного культурного магнита. Для начала было налажено удобное сообщение с Москвой. Скоростные «Ласточки» за три часа долетают до города Шуя, где раньше не останавливались, а оттуда до Палеха всего 30 км — можно на такси или автобусе.

Палех попал в программу благоустройства малых городов, и ему на подмогу призвали столичное архитектурное бюро «Стрелка». Одна часть их проекта — благоустройство Крестовоздвиженского сквера — даже получила национальную премию по ландшафтной архитектуре. А вот проект по перекройке городского парка группа местных художников сильно скорректировала, не позволила вырубать деревья и разбивать излишние клумбы, за которыми некому ухаживать. Сегодня центр города выглядит вполне обихоженным и одновременно не потерявшим свое лицо, а городской парк — просто маленький лес, как Централ-парк в Нью-Йорке.

Наконец, совсем недавно, в мае 2021 года в Палехе открылся арт-центр «Мастерские». Это современное арт-пространство в дореволюционном, с любовью отреставрированном купеческом доме. На первом этаже работает кафе. На втором этаже есть место для выставок и лекционный зал. Совсем скоро, 28 августа, пройдет большой фестиваль и откроется выставка «Палехский бестиарий». В планах — сельская биеннале современного искусства. Все это дело рук группы «Созвездие Редис».

Палех — это прежде всего люди, художники, музыканты, архитекторы.

Насколько они замечательные, можно понять, посмотрев видеоблог «Это Палех» художника Алексея Жирякова. Практически все его герои окончили Палехское художественное училище, после чего занялись самыми разными арт-практиками. Роман Андрияшкин — художник-реставратор, Николай Ковалев — фронтмен рок-группы «Сейф», Яр Пикулев — местная звезда современного искусства, который в детстве воспитывался в монастыре, Марина Галкина — художник, куратор, член объединения «Созвездие Редис», Полина Лиске — актриса, Елизавета Корягина — московский архитектор, которая оставила работу в столице, поселилась на малой родине в Палехе и считает этот поступок лучшим решением в жизни. Если из других городов Ивановской области люди уезжают, то сюда, наоборот, перебираются жить.

Было бы, конечно, преувеличением расписывать Палех совсем уж радужно. На повестке — ремонт очистных сооружений, война с глухими заборами, борьба за красоту вывесок, восстановление пожарной каланчи после варварского ремонта. Но ситуация под контролем. По крайней мере, хуже не станет. А вообще-то, жители мечтают о бассейне. Не зря на гербе города изображена Жар-птица, или, как говорят некоторые, феникс: как бы ни менялись обстоятельства, Палех найдет способы жить и процветать.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+