18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Палехская аномалия: город художников переживает расцвет

Последние три года старинный Палех на подъеме и имеет все шансы стать новой жемчужиной Золотого кольца

Палех даже не город, а поселок городского типа с населением около 5 тыс. человек. При этом 15% его жителей, примерно 700 человек — художники, и значительная их часть — социально активная молодежь. Кто-то продолжает заниматься лаковой миниатюрой, прославившей это место, другие расписывают храмы, третьи переквалифицировались в реставраторов икон, четвертые пробуют силы в моде, театре, скульптуре, инсталляциях.

Искусство для Палеха — градообразующий вид деятельности, что само по себе явление исключительное.

Такая ситуация сложилась не вчера, и даже не при советской власти. Ее истоки восходят к XVII веку. Здешние земли были скудны на урожай, и единственное, чем крестьяне могли заработать, — это изготовление икон, иконостасов и роспись церквей. Артели живописцев уходили на работы в другие города, откуда нередко взамен своей новодельной продукции привозили старинные иконы и передавали их на хранение в местный Крестовоздвиженский храм. За 400 лет в городе накопилось первоклассное собрание религиозного искусства с акцентом на северные (ярославские, костромские) письма. Коллекции местного художественного музея, куда после революции переместились эти сокровища, может позавидовать столица. Здешние живописцы были и первыми русскими реставраторами.

Музеев в крохотном Палехе много, с полдюжины, в том числе музей Павла Корина (почти 150 назад его бабушка построила здесь дом, и он до сих пор в превосходном состоянии). Есть и богатейший музей лаковой миниатюры, в котором, единственном из всех, нельзя фотографировать по причине охраны авторских прав.

Подробности

Как Палех стал центром палехской миниатюры

Когда после революции иконопись исчезла за ненадобностью, группа энтузиастов во главе с художником Иваном Голиковым (1887–1937) организовала Артель древней живописи и перешла от религиозной продукции к росписи шкатулок на сказочные сюжеты — наподобие федоскинских, но в соответствии со своеобразным палехским стилем. Палехская живопись регулярно получала награды на международных выставках и находилась под покровительством государства. В 1920-е здесь открыли художественное училище, которое работает до сих пор. Весь XX век Палех оставался важным (и коммерчески успешным!) арт-центром и в этом качестве пережил СССР. В сложные 1990-е палехская продукция оказалась востребованной на Западе, и местные мастера процветали. Сегодня уже не приходится рассчитывать на мощную господдержку и контакты с Европой, но город совсем не пропал. В Палехе работает как минимум два производственных объединения, оформляющих церкви под ключ: «Возрождение» Александра Гусаковского и «Палехский иконостас» (его владельцы — Анатолий Влезько и Юрий Федоров). В последнем трудится 150 человек: архитекторы, краснодеревщики, камнерезы, живописцы, специалисты по золочению. Компания оснащена даже станками с ЧПУ и выпускает собственное сусальное золото. Признаться, удивительно увидеть все это в поселке городского типа, то есть почти в деревне.

Еще…

В 2018 году губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский взял курс на развитие туризма, и Палеху отвели роль важного культурного магнита. Для начала было налажено удобное сообщение с Москвой. Скоростные «Ласточки» за три часа долетают до города Шуя, где раньше не останавливались, а оттуда до Палеха всего 30 км — можно на такси или автобусе.

Палех попал в программу благоустройства малых городов, и ему на подмогу призвали столичное архитектурное бюро «Стрелка». Одна часть их проекта — благоустройство Крестовоздвиженского сквера — даже получила национальную премию по ландшафтной архитектуре. А вот проект по перекройке городского парка группа местных художников сильно скорректировала, не позволила вырубать деревья и разбивать излишние клумбы, за которыми некому ухаживать. Сегодня центр города выглядит вполне обихоженным и одновременно не потерявшим свое лицо, а городской парк — просто маленький лес, как Централ-парк в Нью-Йорке.

Наконец, совсем недавно, в мае 2021 года в Палехе открылся арт-центр «Мастерские». Это современное арт-пространство в дореволюционном, с любовью отреставрированном купеческом доме. На первом этаже работает кафе. На втором этаже есть место для выставок и лекционный зал. Совсем скоро, 28 августа, пройдет большой фестиваль и откроется выставка «Палехский бестиарий». В планах — сельская биеннале современного искусства. Все это дело рук группы «Созвездие Редис».

Палех — это прежде всего люди, художники, музыканты, архитекторы.

Насколько они замечательные, можно понять, посмотрев видеоблог «Это Палех» художника Алексея Жирякова. Практически все его герои окончили Палехское художественное училище, после чего занялись самыми разными арт-практиками. Роман Андрияшкин — художник-реставратор, Николай Ковалев — фронтмен рок-группы «Сейф», Яр Пикулев — местная звезда современного искусства, который в детстве воспитывался в монастыре, Марина Галкина — художник, куратор, член объединения «Созвездие Редис», Полина Лиске — актриса, Елизавета Корягина — московский архитектор, которая оставила работу в столице, поселилась на малой родине в Палехе и считает этот поступок лучшим решением в жизни. Если из других городов Ивановской области люди уезжают, то сюда, наоборот, перебираются жить.

Было бы, конечно, преувеличением расписывать Палех совсем уж радужно. На повестке — ремонт очистных сооружений, война с глухими заборами, борьба за красоту вывесок, восстановление пожарной каланчи после варварского ремонта. Но ситуация под контролем. По крайней мере, хуже не станет. А вообще-то, жители мечтают о бассейне. Не зря на гербе города изображена Жар-птица, или, как говорят некоторые, феникс: как бы ни менялись обстоятельства, Палех найдет способы жить и процветать.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+