18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ревизия умений: Жостово, Павловский Посад, Дулево, Гусь-Хрустальный, Федоскино

№89, март 2021
№89
Материал из газеты

Новую ценность приобретают поездки из Москвы на один-два дня. Главное — определиться с целью. Таким магнитом могут стать, например, народные ремесла. В России сохранилось порядка 50 ремесел, и 60% из них сосредоточены в Подмосковном регионе

Музей истории русского платка и шали

60 км от МКАД. Московская область, г. Павловский Посад, ул. Большая Покровская, д. 37, Дом культуры «Павлово-Покровский», 2-й этаж

Узор на платке. Фрагмент. Павловопосадская платочная мануфактура. Фото: Дмитрий Неумоин/Фотобанк Лори
Узор на платке. Фрагмент. Павловопосадская платочная мануфактура.
Фото: Дмитрий Неумоин/Фотобанк Лори

Создан в 2002 году на основе коллекции Владимира Шишенина, который, помимо платков и шалей, собирал одежду и предметы быта XVIII — начала XX века. Коллекция музея, занимающего 200 кв. м, насчитывает 4 тыс. экспонатов. Жемчужины собрания — платки, выпущенные к историческим датам: 100-летию победы над Наполеоном, коронациям Александра III и Николая II, 800-летию Москвы. Грант Фонда Потанина помог наладить мастер-классы по набивке на ткань рисунков. Музей пополняет фонды современными вещами, например платками Ольги Никич или Лены Миро. До 28 февраля здесь работает выставка «Пионеры супрематизма. Проект „Вéрбовка-100“». В 1915–1917 годах Казимир Малевич, Любовь Попова, Ольга Розанова и другие супрематисты делали эскизы для артели «Вéрбовка». В наши дни творческое объединение AGORApro воссоздало вышивки сумочек, подушек и одежды по тем давним рисункам.


Музей Жостовской фабрики декоративной росписи

20 км от МКАД. Московская обл., городской округ Мытищи, пос. Жостово, ул. Дивная

Поднос. Жостовская фабрика декоративной росписи. Фото: Светлана Чуйкова/Фотобанк Лори
Поднос. Жостовская фабрика декоративной росписи.
Фото: Светлана Чуйкова/Фотобанк Лори

Расписные металлические подносы делают в Подмосковье почти 200 лет, начало этому положили в ­1820-е годы крестьяне Вишняковы. До революции существовало несколько мастерских, к концу 1920-х их объединили в одно производство. Сама идея лаковых цветочных композиций на металле была заимствована у мастеров Урала (так называемая нижнетагильская роспись). В силу широчайшей распространенности и узнаваемости жостовских цветущих букетов художественный интерес представляют неканонические композиции: варианты ботанического рисования, лубок, изображения на светлых (а не на черных) фонах. За последние 30 лет предприятие пережило несколько банкротств, но сегодня чувствует себя стабильно. При фабрике работают музей, магазин и мастерская, где можно пройти мастер-класс. Расписанный вами поднос доведут до ума (покроют лаком, высушат) и отправят вам почтой.


Музей хрусталя им. Мальцовых

240 км от МКАД. Владимирская обл., г. Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, д. 2а

Набор хрустальных предметов. Музей хрусталя имени Мальцовых. Фото: Сергей Торопчин/Фотобанк Лори
Набор хрустальных предметов. Музей хрусталя имени Мальцовых.
Фото: Сергей Торопчин/Фотобанк Лори

Лучший музей стекла в России. Создан на основе коллекции старейшего в стране производства хрусталя и стекла, существующего в этих краях с 1756 года и до наших дней. Музей располагается в бывшем Георгиевском соборе (1892–1903), построенном по проекту Леонтия Бенуа в русско-византийском стиле. Внутри сохранились монументальные росписи Виктора Васнецова. Коллекция включает порядка 13 тыс. произведений за 250 лет, в том числе дореволюционные вещи, за которые русские стекольные мастера получали Гран-при на выставках в Париже и Чикаго. По экспозиции можно проследить, как постепенно на протяжении 1920–1950-х годов стекольный дизайн терял в тонкости и качестве, как примерно с 1960-х годов начался новый подъем, связанный со студийным движением, когда вещи разделились на масс-маркет и единичную продукцию и последняя все больше дрейфовала в сторону абстрактной скульптуры. В дополнение к архитектуре и экспозиции (в нее входит полдюжины плазменных панелей для фото- и кинодемонстраций) в музее включают музыку, прекрасным эхом разносящуюся под величественными сводами и погружающую зрителя в художественный транс.


Московский областной музей народных художественных промыслов

15 км от МКАД. Московская обл., городской округ Мытищи, с. Федоскино, Лукутинская ул., д. 1

Шкатулка. Федоскинская лаковая миниатюра. Фото: Музей народных художественных промыслов
Шкатулка. Федоскинская лаковая миниатюра.
Фото: Музей народных художественных промыслов

Музей создан в 2003‑м, с 2014-го располагается в отреставрированной усадьбе купцов Лукутиных, которые стояли у истоков лакового промысла, известного сегодня как федоскинская миниатюра. Производство размещалось именно в этом доме вплоть до 1970-х годов. В середине XIX века лукутинская фабрика выпускала до 160 наименований лаковых вещей: шкатулки, табакерки, сигарочницы, подносы, стаканы. Музей обладает богатой коллекцией лаковых миниатюр за более чем 200 лет. Хранятся здесь и мемориальные вещи семьи Лукутиных, чьи потомки сегодня живут в Москве. В будущем музей планирует собрать варианты всех подмосковных ремесел, но пока что акцент здесь на художественном лаке.


Музей Дулевского фарфорового завода

80 км от МКАД. Московская обл., Орехово-Зуевский городской округ, г. Ликино-Дулево, ул. Ленина, д. 15

Фигурка «Малахитовая шкатулка». Дулевский фарфоровый завод. Фото: Валерий Штоббе/Дулевский фарфоровый завод
Фигурка «Малахитовая шкатулка». Дулевский фарфоровый завод.
Фото: Валерий Штоббе/Дулевский фарфоровый завод

Располагается на пятом этаже административного здания 1970-х годов; билет надо покупать на втором этаже, в фирменном магазине дулевского фарфора. Несмотря на почти полное отсутствие современного экспозиционного дизайна, музей впечатляет размерами (1,2 тыс. кв. м) и коллекцией. Дулевский фарфор — это тот самый кузнецовский фарфор, вторая по известности после ЛФЗ русская фарфоровая марка. В Дулеве с 1832 года находилось головное предприятие промышленников Кузнецовых, которые до революции были поставщиками императорского двора. Еще один расцвет фабрика пережила в 1970–1980-е, когда здесь работало 6,5 тыс. человек, а количество продукции исчислялось миллионами. В общем, это был уже не промысел, а массовое производство, хотя часть изделий продолжали делать и расписывать вручную. В музее представлена богатейшая коллекция фарфора за 200 лет: посуда, вазы, мелкая пластика, в том числе работы Михаила Врубеля (блюдо «Садко»), Веры Мухиной (скульптура «Партизанка»), росписи по фарфору Виктора Яснецова. Замечательно, что в витринах рядом с произведениями стоят фотографии авторов.


«Небесная мастерская» в музее «Новый Иерусалим» 

На выставке можно получить информацию о подмосковных ремеслах в концентрированном виде. Куратор Алина Сапрыкина собрала впечатляющий материал о ведущих мануфактурах (богородская резная игрушка, Гжель, Дулево, Жостово, Федоскино и прочее), их истории и нынешнем состоянии, достижениях (экспонаты из фондов десяти музеев), архетипических образах народных промыслов, которые повторяются на протяжении сотен лет в резьбе, вышивках, росписях. Помимо этого, куратор задалась целью выяснить, что нужно, чтобы все это богатство умений и смыслов по-новому заработало в XXI веке. Зрителю — и потенциальным инвесторам — предложена модель идеальной мастерской: в ней соединяются рабочие цеха, арт-резиденция, туристический хаб, школа ремесла, магазины, кафе, рестораны, отель. Только в таких условиях народные ремесла имеют шанс на развитие. Музей планирует посвятить обсуждению темы несколько ­круглых столов. 

Музей «Новый Иерусалим» 
Московская область, г. Истра, Ново-Иерусалимская наб., д. 1
До 20 июня 2021 года

Материалы по теме:
Гуд лак
Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+