Кострома, дворянская и купеческая

№86, ноябрь 2020
№86
Материал из газеты

Исторический центр Костромы небольшой, но хорошо сохранился. В нем и сегодня можно увидеть амбициозный губернский город, обустроенный совместными усилиями дворянства, купечества и духовенства

Церковь Спаса в Рядах. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Церковь Спаса в Рядах.
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Кострома, как и все волжские города, красива: река, набережная, деревянные дома, русский дух. Костроме 868 лет, но древнерусской старины в ней не осталось, и историческая ее часть представляет собой именно губернскую столицу, строившуюся с оглядкой на столицу имперскую. В Костроме часто возникает эффект узнавания, и не только дежавю (в городе снимали и снимают фильмы из дореволюционной жизни), всплывают и чисто литературные воспоминания, будто именно Кострома и ее жители были описаны в многочисленных русских романах, а не только в пьесах Александра Островского.

Одна из главных костромских достопримечательностей — пожарная каланча (внутри — Музей пожарного дела). Чему не удивляешься, когда ее видишь. Каланча возвышается над просторной Сусанинской площадью, главной в городе, откуда лучами расходятся улицы. Построенное в 1827 году дворцового вида сооружение — пример образцового русского классицизма с редкой для него функцией. Портик с фронтоном, колонны с ионическими капителями, высокая восьмиугольная башня с рустом, на ее вершине романтическая смотровая площадка — все это спроектировал губернский архитектор Петр Иванович Фурсов, выпускник Императорской академии художеств. Ему Кострома обязана и другими классицистическими памятниками: зданием гауптвахты (тоже немного петербургский дворец), парадным въездом в город (сейчас это два обелиска с восстановленными геральдическими орлами). Но современники Фурсова не любили. Пьяница с плохим характером через четыре года после завершения каланчи был уволен губернатором за «малоуспешность в строительных делах».

Романовский музей и Дворянское собрание. Фото: ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
Романовский музей и Дворянское собрание.
Фото: ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»

Еще один пример местного классицизма — дом Борщова в глубине Сусанинской площади. Главный дом усадьбы генерала, сенатора и тайного советника типичен не только архитектурой, но и своей историей. Генеральский сын пытался продать дом казне — не вышло. После пожара его купил купец Первушин, привел в порядок и тоже хотел продать городским властям, но запросил слишком дорого, в итоге вынужденно открыл гостиницу «Лондон». В конце концов казна дом купила — для здания суда.

Финансовое состязание дворянства и купечества типично для Костромы. Красивейшее здание Дворянского собрания первоначально принадлежало купцу Дурыгину. В 1837 году город его выкупил, перестроил и передал местному дворянству. После революции в нем был университет, Дворец пионеров, а в 1990-х особняк передали Костромскому государственному музею-заповеднику. Помимо красивого бального зала и постоянной экспозиции «Губернские истории. Дворянские выборы», галереи портретов русских императоров и купечества, здесь можно увидеть большую коллекцию работ Ефима Честнякова, самобытного художника и незаурядного человека.

Вид на Ипатьевский монастырь. Фото: Фотобанк Лори
Вид на Ипатьевский монастырь.
Фото: Фотобанк Лори

Честняков родился в 1874 году в деревне Шаблово Кологривского уезда, умер там же в 1961-м. Крестьянский сын, он сумел получить образование, немного поучился живописи в Петербурге, но там не прижился, вернулся в родное село. Всю долгую жизнь писал картины, сочинял сказки, учил детей, жил впроголодь и умер в безвестности. А через несколько лет его открыли сотрудники костромского музея. Собрали картины, отреставрировали, поместили в музей. Затем Честняковым увлекся реставратор Савелий Ямщиков, после чего в 1970–1980-х годах выставки воскрешенного «самородка» (хотя художник был полупрофессионалом) открывались по всей стране. Но мода на Честнякова отошла — теперь его выставки редки. Однако дарование его очевидно, художественная манера, точнее, система оригинальна и хорошо продуманна. В своих работах художник так и остался в начале прошлого века с его поиском идеального народного искусства.

Костромской музей имеет хорошую коллекцию живописи и древнерусского искусства, но здание Романовского музея, где она обычно демонстрируется, закрыто на ремонт. Когда откроется, неизвестно. Надо заметить, что сайт объединенного музея настолько бестолков и малоинформативен, что понять, что именно в музейных зданиях хранится и происходит, невозможно.

Но главное сокровище Костромы — Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Стоит он восхитительно живописно — на берегу, где Кострома впадает в Волгу. Монастырь был родиной и вотчиной боярского рода Годуновых. Главный храм обители — пятиглавый Троицкий собор — возвели на деньги Бориса Годунова в 1560-м, а 14 марта 1613 года здесь призвали на царство Михаила Романова. Белоснежный златоглавый храм с парадным крыльцом внешне очень красив и богато декорирован: арочки, закомары, ширинки, галереи. Внутри он весь расписан артелью иконописцев во главе с Гурием Никитиным, к тому времени уже поработавшим в Московском Кремле.

Беседка Островского. Фото: Фотобанк Лори
Беседка Островского.
Фото: Фотобанк Лори

В монастыре есть свой большой музей с прекрасной коллекцией иконописи и богослужебных предметов. Кстати, сайт монастыря очень подробный, с понятной навигацией и большим количеством иллюстраций. Так что по нему можно составить впечатление о 12 проходящих в музее выставках. Среди них стоит выделить экспозицию костромской иконы и выставку Гурия Никитина, большого мастера, внесшего в традиционную иконопись элементы классической живописи. Ипатьевский монастырь, «колыбель дома Романовых», регулярно посещали российские императоры начиная с Екатерины I и заканчивая Николаем II. Каждый из них чем-то в Костроме да восхитился. Николай I, например, пожарной каланчой.

У современных путешественников есть излюбленные места в городе: беседка Островского (1956 года рождения), из которой смотрела на Волгу Лариса Огудалова в фильме «Жестокий романс», а также ресторан «Старая пристань» — отреставрированный советский дебаркадер, сыгравший в том же фильме роль парохода «Ласточка». Это, понятно, не исторические достопримечательности, но Кострома — город, где действительно жили богатые и предприимчивые купцы, которые запросто могли свозить любовницу в Париж.


Троицкий собор

Троицкий собор. Фото: Фотобанк Лори
Троицкий собор.
Фото: Фотобанк Лори

Троицкий собор Ипатьевского монастыря — исторический и архитектурный памятник, построен в 1560 году. Здесь в 1613-м был призван на царство Михаил Романов. Внутри храм полностью покрыт росписями, выполненными в 1684 году артелью костромских иконописцев под руководством Гурия Никитина. Резной пятиярусный деревянный иконостас создан с большим искусством. Три портала храма украшают двустворчатые медные врата XVI века с золотой росписью, их изготовили в Оружейной палате Московского Кремля. На вратах можно увидеть фигуры древнегреческих философов.
www.ipatievsky-monastery.ru


Дворянское собрание

Дворянское собрание. Фото: ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
Дворянское собрание.
Фото: ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»

Здание в стиле раннего классицизма было построено в 1780‑х годах как жилой дом. Через 50 лет его перестроили и открыли в нем Дворянское собрание, ставшее центром светской жизни Костромы. В бальном зале устраивались праздники и концерты. Многие дамы были недовольны ажурными площадками и ступенями чугунной лестницы: стоявшие внизу лакеи могли заглядывать им под юбки. Лестницу покрыли коврами, лакеям велели глаз не поднимать. Сейчас здание принадлежит Костромскому государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику.
www.kosmuseum.ru


Памятник Ленину

Памятник Ленину. Фото: Фотобанк Лори
Памятник Ленину.
Фото: Фотобанк Лори

20 мая 1913 года император Николай II торжественно заложил памятник 300-летию дома Романовых. Он должен был состоять из высокого, увенчанного шпилем с двуглавым орлом гранитного постамента, у которого размещались бронзовые фигуры всех царей династии, а также Минина с Пожарским и Ивана Сусанина. К началу 1917 года работы над памятником близились к завершению, большинство фигур отлиты и доставлены в город. Но в результате известных исторических событий на постаменте в ознаменование 10-летия Октябрьской революции был открыт памятник Ленину.
Центральный парк


Пожарная каланча

Пожарная каланча. Фото: Фотобанк Лори
Пожарная каланча.
Фото: Фотобанк Лори

Во время поездки в Кострому в 1834 году император Николай I, как пишут путеводители, взглянув на местную пожарную каланчу, посетовал: «Такой у меня в Петербурге нет!» Построенная в 1827 году по проекту Петра Фурсова каланча — памятник костромского классицизма и один из символов города. Роскошное здание с высокой башней, однако, не избавило город от многочисленных пожаров. Много лет каланча использовалась по прямому назначению, а в 2005 году была передана Костромскому музею-заповеднику. Фонарь башни используется для размещения антенн сотовой связи.
ул. Симановского, 1/2 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+