Коломна: авангардное искусство в древнем городе

№83, июль-август 2020
№83
Материал из газеты

Коломна — популярное туристическое место, старый город с многочисленными музеями, но самый привлекательный для любителей искусства — это Музей органической культуры

Выставка Вячеслава Колейчука «Легко!» в Музее органической культуры. Фото: Музей органической культуры
Выставка Вячеслава Колейчука «Легко!» в Музее органической культуры.
Фото: Музей органической культуры

В Коломне Московской области на 140 129 жителей приходится более 20 музеев. Кажется, что там музеефицировано почти все: от трамваев до самовара, от пожарной каланчи до футбола, от купеческих торговых лавок до старых игрушек. Ну и с большим почетом представлена музеем очень вкусная коломенская пастила. В тени изобилия развлечений можно и не заметить художественные музеи, а они во многом уникальны и стоят поездки в этот старинный русский город.

Строго говоря, художественный музей в Коломне один, называется он «Музей органической культуры», но состоит из трех подразделений: Музея искусств ХХ–ХХI веков, Музея российской фотографии и Музея традиции. Все они интересны, и каждый по-своему замечателен. Музейный комплекс был создан по инициативе искусствоведа, исследователя русского авангарда и главного специалиста по органическому искусству Аллы Повелихиной и Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. Его игуменья Ксения (Зайцева) и сама своего рода местная достопримечательность. Она возродила не только монастырь, но и культурную жизнь города, привлекла к ней творческую интеллигенцию двух столиц.

Музей искусств ХХ–ХХI веков, в сущности, музей русского авангарда, но находится в усадьбе купца Львова — деревянном одноэтажном доме с резными наличниками и принадлежащем ему дворе. Конфликт старинного провинциального здания с порвавшим с традицией искусством, находящимся внутри него, очевиден, но придает музею своеобразие и специфический русский шарм.

В постоянной экспозиции здесь прежде всего можно узнать о теории Михаила Матюшина, художника, мистика, философа и композитора, создателя органики — художественного метода и одного из направлений русского авангарда. Система, по которой Матюшин обучал студентов петроградского Государственного института художественной культуры (Гинхук) в начале 20-х годов прошлого века, называлась «Зорвед. Расширенное смотрение» (сокращение от «зрение» + «ведание»). Цветовая таблица каплевидной формы под названием «Прибавочный элемент. Взаимоотношение формы и цвета» открывает экспозицию музея, где есть еще несколько картин и рисунков художника разного времени: «Сон», «Пейзаж» («Вхождение сфер»), «Стог сена», а также большая коллекция корней и сучков, которые Матюшин собирал, считая, что в них и есть идеальное сочетание природного движения материи к форме. Один из залов посвящен футуристической опере Матюшина, Алексея Крученых и Казимира Малевича «Победа над Солнцем».

Вид на Соборную площадь: колокольня, Успенский собор и Ново-Голутвин монастырь. Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Вид на Соборную площадь: колокольня, Успенский собор и Ново-Голутвин монастырь.
Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Кроме работ самого Матюшина и рисунков его жены Елены Гуро, в музее представлено творчество его учеников, в том числе большая коллекция живописи Владимира Стерлигова. Несколько залов отданы художникам, в разное время продолжавшим и развивающим идеи русского авангарда: Варваре Бубновой, Николаю Вечтомову, Франциско Инфанте, Алексею Костроме. Персональный музей в музее — залы с холстами Димы, наивного авангардиста Дмитрия Ракитина.

Во дворе можно увидеть две выдающиеся выставки. «Барак» Андрея Красулина, на досках которого выжжены строки Осипа Мандельштама, и бронзовые модели неосуществленных памятников поэту производят сильное впечатление как истинная трагедия. Большая выставка Вячеслава Колейчука «Легко!» расположена в крытом павильоне и на воздухе. Нигде больше не было такого полного представления кинетических, оптических и музыкальных конструкций этого замечательного художника-изобретателя.

Музей российской фотографии и Музей традиции тоже должны поддерживать общую программную идеологию «мира как органического целого». В первом есть большая библиотека книг, альбомов и каталогов по искусству и фотографии. Во втором можно увидеть не только работы наивных художников, но и фильмы о них.

Музейная лавка «Кондитерская кухмейстера П.П.Шведова» и музей «Мануфактура „Душистыя радости“». Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Музейная лавка «Кондитерская кухмейстера П.П.Шведова» и музей «Мануфактура „Душистыя радости“».
Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Как и во всех малых городах, в Коломне есть крае­ведческий музей, похожий на многих своих собратьев: большой природный раздел с неизбежными чучелами местной фауны, археологические находки, история города, бытовые предметы разных веков, мебель, посуда и так далее. Филиал краеведческого музея — усадьба купцов Лажечниковых, родовое гнездо писателя Ивана Лажечникова. Здесь подробно рассказывают о жизни автора исторического романа «Ледяной дом», а заодно о своеобразном быте и крутых нравах местного купечества, поскольку блестяще образованный Лажечников был потомком богатейших коломенских купцов.

Еще один музей быта, но уже советского, 1960-х годов, — «Арткоммуналка. Ерофеев и другие». Расположена она в доме, где был гастроном, в винном отделе которого работал грузчиком писатель Венедикт Ерофеев. «Арткоммуналка» не только музей (заметим, малоэстетичный), но и резиденция для писателей и художников.

Сама Коломна сохранила и исторические здания, и приятный провинциальный колорит, и свой кремль — «памятник архитектуры и фортификационных сооружений», как пишут путеводители. Сегодня можно увидеть большие фрагменты его мощных каменных стен и семь сторожевых башен, построенных в XVI веке, как предполагают, привезенными московскими итальянцами Алевизом Новым (Алоизио Ламберти да Монтаньяна) и Петроком Малым. Сохранившиеся строения каменного кремля стоят на месте древних деревянных построек, отражавших многочисленные набеги ханов Золотой Орды. Самую высокую — Троицкую — башню называют Маринкиной, в память о заточении в ней авантюристки Марины Мнишек. Центр Коломенского кремля, как и Московского, — Соборная площадь с кафедральным Успенским собором XVII века. Здесь же стоит несколько храмов и два монастыря. Свято-Троицким Ново-Голутвиным монастырем управляет деятельная игуменья Ксения; в лавке при нем продают сувенирную керамику, сделанную послушницами. Коломна — город ухоженный, зеленый, с цветниками и клумбами. И хотя нельзя назвать его особенно богатым на древние памятники, в нем много интересного и ничуть не скучно. 


Музей искусств ХХ–ХХI веков. Выставка Александра Джуса «Великий шелковый путь». Фото: Музей органической культуры
Музей искусств ХХ–ХХI веков. Выставка Александра Джуса «Великий шелковый путь».
Фото: Музей органической культуры

Музей искусств ХХ–ХХI веков

Художественный музей, основная часть коломенского Музея органической культуры. Здесь представлены произведения художников, так или иначе представляющих органическое направление в искусстве. Прежде всего его основателя Михаила Матюшина, его жены Елены Гуро и учеников: Владимира Стерлигова, Бориса, Ксении и Марии Эндер. В музее также можно увидеть коллекцию работ художника Димы (Дмитрия Ракитина), выставку Андрея Красулина, посвященную Осипу Мандельштаму, большую выставку Вячеслава Колейчука. 
Кремль, ул. Казакова, д. 10

Музей российской фотографии. Фото: Дмитрий Неумоин / Лори
Музей российской фотографии.
Фото: Дмитрий Неумоин / Лори

Музей российской фотографии

Небольшой музей, в основе которого частные коллекции. В постоянной экспозиции «Исторические страницы российской фотографии» представлены дагеротипы, работы фотографов императорского двора и пикториалистов, снимки известных советских и современных мастеров. Дополняет экспозицию коллекция фототехники. В музее большая библиотека, ведется научно-исследовательская деятельность, издан трехтомный справочник под редакцией Анатолия Попова «Российские фотографы (1839–1930)», регулярно проходят выставки. 
Кремль, ул. Исаева, д. 19

Музей традиции. Фото: Наталья Волкова / Лори
Музей традиции.
Фото: Наталья Волкова / Лори

Музей традиции

Музей традиции открылся всего четыре года назад. В его постоянной экспозиции «Художники, наивно увидевшие мир!» собраны работы таких замечательных художников-самоучек, классиков отечественного наивного искусства, как Елена Волкова, Павел Леонов, Любовь Майкова, Катя Медведева. Здесь же можно увидеть записи интервью с художниками, большинство из которых имеют собственное представление о задачах искусства. Также в музее есть собрания археологических находок и произведений народных промыслов.
Кремль, ул. Казакова, д. 6

Интерьер музея-резиденции «Арткоммуналка». Фото: Николай Винокуров / Лори
Интерьер музея-резиденции «Арткоммуналка».
Фото: Николай Винокуров / Лори

Арткоммуналка

Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие» был открыт 1 декабря 2011 года — в тот же день в 1962 году Никита Хрущев посетил выставку в Манеже и возмутился работами художников-модернистов. Так что в музее воспроизведена не только типичная обстановка коммунальной квартиры, но и сделан акцент на «кухонном» диссидентстве. Символом свободного человека в несвободном государстве стал писатель Венедикт Ерофеев. Арткоммуналка предоставляет годичные гранты на проживание художникам и писателям.
Ул. Октябрьской Революции, д. 205

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
В обзоре 400 лет истории изобразительного искусства рассказывается о жизни домашней прислуги, лишь изредка упоминая о хозяевах. Для Дайаны Волфтал важно все то, на что раньше специалисты предпочитали не обращать внимания
20.05.2022
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+