18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Малые музеи меняют жизнь территорий и привлекают миллионы рублей

№76
Материал из газеты

Осенью в Ярославской области стартует фестиваль частных музеев «Музейный ретрит», а в Москве 7–8 сентября пройдет выставка «Частные музеи России. Самородки России». Мы попробовали разобраться, как негосударственные музеи оживляют регионы

Сеп: 20 млн на 450 жителей

«…Я живу хорошо. Скот перестала держать — уже не могу. Улица стала такой унылой. Совсем уже не хочется жить. Деревню очень жалко. Приезжай летом, как начнет зреть малина. Смотрю в окно, а виден только лес. Людей совсем уже нет. Слезы бегут». Это письмо жительницы исчезнувшей в 1990-е деревни Лужаны открывает экспозицию Музея исчезнувших деревень. Появился он в деревне Сеп Игринского района Удмуртии осенью 2017 года.

В Сепе 450 жителей. До райцентра 14 км. Рядом еще несколько деревенек, где живет в общей сложности 900 человек. Дальше — только бывшие деревни. Кое-какие из них еще можно найти на картах, но уже нельзя физически. Лужаны, Ыжнюк, Николаевка, Митроки, Бисар, Палым, Верхний Пежвай… В Сепе нет газа — готовят на дровах и электроплитках. Нет мобильной связи — общаются с миром по проводному телефону и по модему. Зато в музей приезжают из соседних регионов (за первые десять месяцев работы тут насчитали 7 тыс. посетителей). Он стал первым звеном в цепочке проектов, которые позволили за четыре года привлечь в деревню около 20 млн грантовых рублей.

«Все началось с того, что мы провели День деревень, — рассказывает Татьяна Мосова, директор местного Дома культуры, вокруг которой сложилась «проектная команда» местных жителей. — Мы пригласили всех, кто хочет вспомнить деревни, которые когда-то были по соседству, и к нам приехало 700 человек. Когда делали праздник во второй раз, участников было уже полторы тысячи. С тех пор все пошло по-другому». 

Писали заявку на грант фонда Владимира Потанина, развивали концепцию музея и организовывали процесс перековки жителей Сепа в музейщиков АНО «Творческое объединение «Рыба Морзе - КАМА рекордз» во главе с Александром и Ольгой Юминовыми. Знакомы с местными жителями они были давно - собирали в этих местах фольклор, делали небольшие проекты: привозили в Сеп то Школу фотографии им. Родченко, то мастер-классы по анимации.«Когда я предложил сделать музей, местные жители сразу сказали: „Да! Но давайте сделаем такой музей, какого ни у кого нет. Нам музей с половиками и колесом от телеги не нужен“, — рассказывает Юминов. — Я подумал: „Вот это сообщество!“» 

В итоге «КАМА рекордз» взяли грант президента — на то, чтобы научить местных жителей ездить в экспедиции, брать интервью, собирать и описывать экспонаты. Власти разрешили разместить музей в cепской библиотеке. К разработке дизайн-концепций привлекли студентов Кафедры инновационного Самарского технического университета под руководством их преподавателя Елены Шлиенковой - и студенты принесли их восемь.

Так, имея три с небольшим миллиона грантовых денег и команду волонтеров, сделали музей, необычный в первую очередь очеловеченностью истории. За каждой вещью или фотографией — рассказ от первого лица, который можно услышать, увидеть или прочитать. Праздники, игры, даже общение с духами. Фотографии самые разные — от традиционных свадебных до курьезных в духе «После убоя поросенка». Предметы… Вот, например, блюдо. И история передавшего его жителя о том, как в голодные 1940-е мама рассыпала на этом блюде тонким слоем дефицитную муку и рисовала на ней, чтобы дети не могли незаметно утащить несколько щепоток, но он научился брать муку, разравнивать рисунок и повторять его заново.

«Вскоре после открытия сюда заехал губернатор, — рассказывает Александр Юминов. — Он все это увидел, поразился — и как начал пиарить в своем твиттере! Здесь даже проходило выездное заседание правительства республики, посвященное развитию туризма». Открыв музей, «КАМА рекордз» и команда Мосовой взяли еще один грант — и сделали продолжение экспозиции под открытым небом. Еще один — и организовали вместе с удмуртскими студентами изучение деревенской архитектуры, проектирование и внедрение элементов благоустройства, изменив, таким образом, центральную часть деревни. Сейчас они перестраивают местный Дом культуры. Фонд Владимира Потанина выделил 10 млн руб. на то, чтобы превратить ДК в центр социальных инноваций, на примере которого будет отработана новая модель сельского клуба и комьюнити-центра. На повестке дня — гостевые дома, за которые берутся частные инвесторы.

Учма: заплаты на истории

Фотографии из еще недавно никому не известной Учмы лента Facebook начала приносить с весны. «Ты в Учме? Как я рад за тебя!» — обменивались пользователи комментариями. Про созданную здесь в прошлом году экспозицию «Старухи о любви» написали федеральные СМИ, а сам музей с поэтическим названием «Учемский музей Кассиановой пустыни и судьбы русской деревни» выдвинулся на премию «Европейский музей года» и прошел первый отбор. Шансы пройти дальше велики. 

Учма — это Ярославская область, 14 км от Мышкина. Всего 20 постоянных жителей. Создал музей в 1999 году лесник Василий Смирнов, давно приводивший соседей в недоумение своими краеведческими проектами. В 2000-е в Учму заехала пиарщица одного из крупных банков Елена Наумова. Вышла за Василия замуж и осталась развивать музей. «Деревня как место, где люди в основном работают на земле, практически исчезла, — рассказывает она. — Речь не только об Учме, это повсеместная тенденция. Рухнул целый уклад жизни. Поначалу в музее у Василия было все как у всех — прялки и утюги, которые принесли местные. Но постепенно он вырос до философского размышления об этой жизни, которая продолжалась столетиями — и на наших глазах ушла под воду, как Атлантида». 

Кассиан Учемский, умерший в 1504 году в этих местах, до пострижения в монахи был князем Константином из византийской императорской династии Комнинов. В 1453 году он защищал Константинополь от турок, был одним из выживших при падении города и империи. Таким образом, Учма вписана в историю, и Елена и Василий, конечно, это использовали. Экспозиция размещается в трех амбарах. Первый посвящен Учме в Большой истории, второй — в истории России, а третий — истории семьи. Именно третья, камерная часть, созданная благодаря гранту Российского фонда культуры (две другие создавались на личные средства самодеятельных музейщиков), оказалась самой успешной. Все очень просто: предметы и голоса старух, рассказывающих о том, как они встречались, расставались, любили, терпели и хоронили своих мужей, — но люди выходят потрясенными.

«Есть еще Музей дыр и заплат, — рассказывает Елена Наумова. — Там мы размышляем о тех временах, когда люди дорожили вещами и продлевали их жизнь как могли, а также о том, что иногда дыра — это пауза, пустота, в которой может что-то родиться. Сам этот музей, расположенный в закрытой школе, — заплата на пустоте». 

Сейчас в Учму приезжает около 1 тыс. человек за сезон. Местные жители, по словам Елены Наумовой, активно включились в работу по благоустройству села. В планах — гостевые дома, скамейки для любования закатом... Но на коммерческий успех здесь не рассчитывают. «У нас психотерапевтический музей, — говорит она. — Мы даем человеку возможность отдохнуть и задуматься о своем месте в мире. Поэтому тут нет аниматоров, театрализованных представлений и прочего. Большой экскурсионный поток просто уничтожит нашу идею. Мы стараемся зарабатывать другими способами».

Психоделика и ретрит

Случаи, когда небольшой негосударственный музей меняет судьбу территории, не так уж часты. Но и не так уж редки. Один из первых принято относить еще к 1966 году, когда в Мышкине Ярославской области краевед Николай Гречухин создал Мышкинский народный музей. Гречухину удалось объединить жителей вокруг наследия города, музеи в Мышкине начали размножаться, туристы — прибывать, и селу в 1991 году вернули статус города, который неплохо развивается за счет туризма.

Самый громкий кейс недавних времен — музей «Коломенская пастила», открытый в Коломне в 2009 году. Создав производство пастилы по старинным рецептам, инициаторы проекта разработали модель превращения наследия в продаваемый туристический продукт, подходящую не только для музеев, но и для ресторанов, гостиниц и прочего. Сейчас, по словам одного из зачинателей проекта, Дмитрия Ойнаса, в коломенский творческий кластер входит 53 музея, 67 творческих мастерских, 22 ресторана. Доход Коломны от туризма за десять лет вырос в 150 раз — с 20 млн руб. до 3,4 млрд руб. в год. 

Еще одна история обсуждалась в июне на коллегии Министерства культуры. В начале 2000-х предприниматель Олег Жаров купил дом в старинном селе Вятское Ярославской области. Как он потом рассказывал СМИ, ему «стало стыдно» царящей вокруг разрухи, и он взялся выкупать заброшенные памятники архитектуры, восстанавливать и создавать в них музеи. Жаров создал их десять: Музей русской предприимчивости, музей «Удивительный мир механизмов и машин», Музей кухонной машинерии, музей «Дом торгующего крестьянина» и другие. А заодно построил гостиницу, ресторан и прочие объекты инфраструктуры. По словам предпринимателя, сейчас музейный комплекс окупается.

Сколько сегодня в России частных музеев, не знает никто, тем более что многие из них не существуют юридически. Очевидно одно: с каждым годом их становится больше. Все что-то музеефицируют. Кто-то — в надежде на заработок, кто-то — по зову сердца. 

В этом году программу изучения и развития частных музеев развернула Ассоциация менеджеров культуры (АМК), получившая на проект президентский грант. «В концепции музейной деятельности РФ сказано, что у нас 450 частных музеев, это 8% от общего числа музеев в России, — рассказывает исполнительный директор АМК Инна Прилежаева. — Но при этом в Ярославской области из 250 музеев около 150 частные. Так что мы думаем, что правильнее говорить о цифрах от 500 до 1 тыс. по России. Но статистика эта очень динамична, только за нынешний год в Ярославской области открылось 7 новых частных музеев».

Исследовать частные музеи в АМК начали именно с Ярославской области, организовав туда десанты музейных экспертов. «У всех этих музеев очень своеобразное лицо, — рассказывает Инна Прилежаева. — Они с предпринимательской смекалкой перенимают все успешное у соседей, но индивидуальность каждого проявляется через личность создателя. Например, основатель Музея рождения сказки в Ярославской области так описал свою работу: „Я все это увидел во сне, а теперь воплощаю“. Там встречаются совершенно психоделические вещи вроде огромной русской печи, которую построили на основе действующего трактора и катают на ней гостей. Многое из того, что мы увидели, трудно назвать музеем в строгом смысле слова, но мы понимаем, что это важная часть современного культурного ландшафта, его зона экспериментов. Мы надеемся, что в результате нашей работы частные музеи увидят новые пути развития и кооперации».

В качестве первого шага АМК запускает в сентябре фестиваль путешествий «Музейный ретрит», который представит частные музеи друг другу и публике. С помощью сайта можно составить маршрут и отправиться в непривычную обстановку за уникальным опытом. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
6
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
7
Франциско Инфанте: «Мы попытались реализовать смысловые связи в синтезе»
Легендарный Франциско Инфанте вместе с сыном Платоном, также художником, раскрывает смыслы и подоплеку грандиозного проекта «Небесные артефакты» для Дома культуры «ГЭС-2»
12.11.2024
Франциско Инфанте: «Мы попытались реализовать смысловые связи в синтезе»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+