18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Томас Сарасено посадил зрителей в лодку и заставил замолчать

Инсталляция аргентинского художника «Горизонт событий» открылась в заполненном водой резервуаре XIX века в Копенгагене

Под усеянным семейными пикниками газоном копенгагенского парка Сондермаркен прячется заброшенная цистерна XIX века. Этот подземный резервуар, построенный для хранения запасов питьевой воды датской столицы, теперь стал ее самой необычной выставочной площадкой.

Аргентинский художник Томас Сарасено создал иммерсивную инсталляцию, для которой цистерну вновь наполнили водой. Название инсталляции «Горизонт событий» (открыта до 30 ноября) отсылает к термину из астрофизики, означающему точку невозврата — момент в пространстве-времени, когда гравитационное притяжение делает поглощение черной дырой неизбежным. Сарасено считает, что человеческая цивилизация кружит по краю такой же дыры. Довольно иронично, что инсталляцию, посвященную тревожной хрупкости жизни в известной нам форме, пришлось перенести с 2020 года на нынешний из-за глобальной пандемии.

Спустя год после тех дней, когда влияние эпидемии коронавируса на общество виделось в самых апокалиптических тонах, зрители наконец-то могут посетить эту таинственную пещеру. Им предлагается прокатиться на лодке по тихому морю между подсвеченными паутинами и сферами, подвешенными под сводами.

Большая часть этих работ вдохновлена архитектурой паучьих сетей, которые давно занимают Сарасено. Видеоработа «Живя на дне воздушного океана» посвящена виду пауков, проводящих практически всю жизнь под водой. Паук-серебрянка плетет из паутины нечто вроде водолазного колокола, создавая себе персональный воздушный карман. Сарасено называет это «приглашением к биоспекуляции» — напоминанием о том, что стоит лишь приглядеться — и мы обнаружим в самой природе множество практичных и оригинальных решений для выживания.

Подобные «приглашения» служат характерной чертой творчества Томаса Сарасено. Его идеи, связанные с проблемами окружающей среды, часто объединяют поэтичность с наукой — от приложения Arachnomancy App («Арахномантика») для картографирования паутин по всему миру (2019) до летательного аппарата на солнечной энергии Solar Bell («Солнечный колокол») (2016). Его берлинская мастерская служит местом встречи биологов, математиков и астрофизиков. При этом сам Сарасено по образованию архитектор.

В «Горизонте событий» заметна склонность художника к созданию сложных и интересных пространств. Работы освещены пыльным светом прожекторов, который эффектно дрожит из-за движения лодок. Посетителей просят не пользоваться мобильными телефонами и хранить молчание. Круг ряби по воде цистерны расходится целых 17 секунд, и каждый взмах весла создает эхо. Духовный заряд этого опыта полностью зависит от соблюдения правил всеми посетителями. Но лишь немногие могут удержаться от создающего шумовое загрязнение шепота.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+