Русский авангард в Монако

11 июля в Монако состоялось торжественное открытие выставки «От Шагала до Малевича. Революция авангарда» из музеев и частных коллекций всего мира.

Экспозиция разместилась в залах главного культурного центра княжества — Форума Гримальди, который в этом году отмечает свое 15-летие. На Лазурный Берег привезли 150 работ русских художников начала ХХ века из музейных собраний и частных коллекций всего мира. Центральные произведения выставки предоставлены Третьяковской галереей и Русским музеем, а также ГМИИ имени Пушкина. Важно отметить участие в международном проекте региональных российских музеев, что случается не так уж часто. В Монако можно увидеть работы из музеев Перми, Ростова, Саратова, Екатеринбурга, Астрахани, Нижнего Новгорода, Краснодара, Тулы и Нижнего Тагила. Среди знаковых — гигантский холст Марка Шагала «Введение в еврейский художественный театр» (1920), предоставленный Третьяковской галереей. Здесь же представлен триптих Казимира Малевича — квадрат, крест и черный круг на белом фоне от Русского музея, а также полотно «Зеленая линия» Ольги Розановой (1917–1918) из музея-заповедника «Ростовский кремль».

Центр Помпиду предоставил работы Марка Шагала, Ивана Пуни и еще реконструкцию башни Владимира Татлина. Из Греции в Монако приехали работы Ивана Клюна, Ксении Эндер и других художников из той части собрания Георгия Костаки, которую коллекционер вывез из СССР (впоследствии она была приобретена музеем города Салоники). Музей Тиссен-Борнемиса одолжил на выставку, в частности, «Улов» 1909 года Наталии Гончаровой.

Справка

Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи

Подготовка этой выставки началась еще в то время, когда я возглавляла РОСИЗО и в этом качестве занималась выставочным обменом. Я предложила Жан-Луи Прату подборку работ из региональных музеев, значительная часть которых вошла в состав экспозиции «От Шагала до Малевича». Российские музеи неоднократно работали и с Монако, и с Форумом Гримальди, и с куратором Жан-Луи Пратом. Мы все понимали, что сегодня это исключительная по уровню площадка, а также невероятно эффективная и профессиональная команда. Было достаточно взглянуть на общий список работ, что убедиться, что в этом проекте российским музеям обязательно нужно участвовать. Придя в Третьяковскую галерею, я лишь подтвердила ранее принятое решение предоставить для выставки целый ряд работ, в частности панно Шагала.

Очень приятно, что это было именно сотрудничество с русскими музеями. Получилась очень продуманная, невероятно интересная выставка, которая производит сильнейшее впечатление. Это очередное доказательство того, что куратор необходим. Со стороны Жан-Луи Прата смелым решением было объединить в одном пространстве панно Шагала, триптих Малевича, работы Родченко и Филонова.

Несмотря на то что я была знакома с составом выставки, то, что я увидела в Форуме Гримальди вживую, превзошло все ожидания. Получился прекрасный проект в рамках Года России в Монако и, пожалуй, лучшая выставка в этом пространстве. Она показывает, каким невероятным явлением был русский авангард и насколько эти художественные течения первых десятилетий ХХ века опередили свое время. Данная экспозиция отвергает, на мой взгляд, все рассуждения о вторичности русского искусства и демонстрирует, что значил русский авангард для всей истории искусства ХХ века.

Еще…

Экспозиция объединяет произведения хрестоматийные и малоизвестные, звезд русского авангарда и забытые имена, работы из российских и западных музеев, а также частных собраний Георгия Царенкова, Владимира и Екатерины Семенихиных, семьи Нахмад. Екатерина Семинихина способствовала проведению этой выставки как почетный консул России в Монако. Столь масштабный показ русского искусства за рубежом стал главным событием Года России в Монако.

Куратор выставки «От Шагала до Малевича. Революция авангарда» Жан-Луи Прат — один из авторитетных европейских специалистов по русскому авангарду и, в частности, творчеству Марка Шагала (он является председателем парижского комитета этого художника). На счету бывшего директора Фонда Маргерит и Эме Маг в Сен-Поль-де-Вансе множество удачных кураторских проектов для ведущих музеев и культурных институций. Выставку в Форуме Гримальди Жан-Луи Прат задумал как рассказ о многообразии русского искусства первых трех десятилетий ХХ века и той феноменальной атмосфере надежды и веры в новые возможности, что царила в России накануне революции. «Моя идея заключалась в том, чтобы рассказать о богатстве художественной жизни России в период с 1905 по 1930 годы. Выставка начинается с 1905 года, когда произошла первая революция, и заканчивается 1930-м — годом убийства Маяковского. Конечно же, Шагал и Малевич, имена которых вынесены в название выставки, имеют мало общего, у них были сложные отношения и разные судьбы. Но они сопоставимы по своему значению для русского, да и мирового, искусства, и их сходство в том, что каждый ищет свой путь к свободе», — говорит куратор. По замыслу Жан-Луи Прата, молниеносная смена «измов» в русском искусстве начала ХХ столетия — от неопримитивизма и лучизма к кубофутуризму и затем конструктивизму и супрематизму — отражает саму суть уникальной ситуации предреволюционной России.

Искусствовед блестяще сочетает два кураторских метода: линейное повествование и неожиданные сопоставления. Жан-Луи Прат сам придумал концепцию дизайна выставки: пространство восьмиугольной формы разделено на две зоны, внешний обход последовательно показывает творческие поиски русских художников (залы «Классицизм и неопримитивизм», «Лучизм и кубофутуризм», «Еврейский театр Шагала», «Школа Матюшина» и далее к «Новым перспективам», позднему творчеству Малевича и Филонова). В центральной части — основные достижения, вершины авангарда: супрематизм, конструктивизм и абстракция, а на пересечении — башня Татлина (реконструкция из Центра Помпиду).

Марк Шагал. «Введение в еврейский театр». 1920. Москва, Государственная Третьяковская галерея
Марк Шагал. «Введение в еврейский театр». 1920. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Впрочем, изящные ходы куратора, интересные, скорее, специалистам, никак не усложняют восприятие выставки и не лишают ее зрелищности. Наоборот, здесь очень много эффектного и одновременно наглядного. Например, в первом зале есть большое квадратное «окно», которое позволяет заглянуть в центр экспозиции и увидеть башню Татлина, триптих Малевича, панно Шагала, работы Родченко и Филонова. Так зритель, только попав на выставку, сразу видит, к чему придет русское искусство всего за несколько лет.

Свою роль в экспозиции играют и мультимедиа: кадры кинохроники оживляют ленту времени, где представлена хронология русского авангарда и ключевых событий истории России начала ХХ века. Для зрителей подготовлена также инсталляция My Touch Gallery, под которую отведен отдельный зал. Здесь все желающие смогут выбрать на тачскрине несколько картин с выставки, которые затем будут спроецированы на стену. На фоне такой проекции предлагается сфотографироваться, а результат сразу отображается в Facebook на странице www.facebook.com/GrimaldiForumMyTouchGallery.

Живопись, графику и скульптуры Казимира Малевича, Марка Шагала, Любови Поповой, Ильи Машкова, Александра Родченко, Владимира Татлина и других художников русского авангарда можно увидеть в Монако до 6 сентября.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+