18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Он заставил скульптуру вертеться. Первая в России ретроспектива Александра Колдера

№34
Материал из газеты

В ГМИИ им. А.С.Пушкина представят все периоды творчества классика

В искусстве ХХ века есть три больших скульптора, творчество которых сформировалось в 1920–1930-е годы: Генри Мур, Альберто Джакометти и Александр Колдер. В силу идеологических причин о показах их работ в СССР не могло быть и речи. По той же причине они практически отсутствуют в наших музейных собраниях. Первая ретроспектива Джакометти состоялась в 2008 году в ГМИИ. Муру повезло больше: три выставки в разные годы, начиная с 1990-х в ГМИИ, Эрмитаже и Музеях Московского Кремля. Теперь же в ГМИИ состоится наконец и долгожданная встреча с Колдером.

Надо только напомнить, что эта встреча не первая. В 1959 году в Москве в исторической теперь Американской национальной выставке участвовали две его скульптуры — Большой черный «московский» мобиль (1957) и Семиногое существо (1957), чтобы затем благополучно вернуться домой. На московской ретроспективе будет 56 произведений Колдера (скульптура, живопись, графика), охватывающих период с 1927 по 1976 год. 53 экспоната — из Фонда Колдера в Нью-Йорке, два из частных коллекций и единственная работа из фондов ГМИИ — гуашь, подаренная автором Святославу Рихтеру в 1970 году. Американский куратор выставки Александр Ровер, внук художника и президент фонда, составил ее хронологически. В начале — ранние скульптуры из проволоки, созданные в Париже, куда Колдер приехал впервые в 1926 году, поучившись до этого на художника в Нью-Йорке. Это Хелен Уиллс (1927), Геракл со львом (1928) и многофигурная Арена цирка (1929).

Кстати, первый парижский успех Колдера был связан именно с цирком, вернее, с его миниатюрной копией с самодельными фигурками циркачей и разных зверюшек из подручного «мусора». Развернув этот нехитрый реквизит на Салоне юмористов в 1927 году, Колдер разыграл целый спектакль. После его пришлось повторить еще не раз из-за оглушительного успеха: на представление сбегались как художники, так и просто зеваки. Появились и другие работы из проволоки — графические абрисы, но трехмерные, что давало основание называть их скульптурами. Почему проволока? В детстве Колдер мог наблюдать за работой деда и отца, тоже скульпторов, сгибавших металлические стержни и проволоку для арматуры своих работ из глины. Став уже известным в Париже, Колдер не стал почивать на лаврах. В 1930-м он посетил мастерскую Пита Мондриана — и вскоре появились его абстрактные композиции, подвешенные на проволоку и приводимые в движение рычагом или моторчиком, а со временем — оживающие благодаря дуновению ветра или прикосновению. Колдер называл их «объектами», пока Марсель Дюшан не придумал для них термин «мобиль». Кстати, устойчивые конструкции Колдера «стабилями» будто бы назвал еще один классик — Жан Арп. На выставке будет один из первых мобилей Колдера  — Красный, белый, черный и медный (1934). По словам Ровера, «с изобретением мобиля в 1931 году, Колдер разрешил проблему, обозначенную в начале ХХ века русскими конструктивистами, — изобразить движение в его чистейшей форме».

В США большой успех к скульптору пришел с ретроспективой в МоМА (под кураторством того же Дюшана) в 1943-м. Международное же признание он получил после войны (как и Мур с Джакометти): выставки, заказы на монументальные стабили (мини-макеты которых также будут на выставке). А в 1952 году ему был, наконец, присужден и гран-при Венецианской биеннале. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+