В Санкт-Петербурге вручили Премию Сергея Курехина

Статуэтка Премии Курехина — 2015. Фото Татьяны Ахметгалиевой
Статуэтка Премии Курехина — 2015.
Фото: Татьяны Ахметгалиевой

Вечером 17 апреля в санкт-петербургском Центре современного искусства имени Сергея Курехина состоялось очередное вручение премий в области современного искусства. В отличие от прошлого раза, в этом году церемония вернулась в обжитые стены бывшего советского кинотеатра «Прибой», которому в ближайшее время предстоит давно запланированная реконструкция, о чем упомянул выступивший в начале церемонии зампредседателя городского комитета по культуре. Слова признательности архитектуре советского времени прозвучали из уст самого статусного члена жюри премии этого года, куратора Manifesta 10  Каспера Кёнига, который в очередной раз посетил Петербург, приехав специально на вручение премии. Он сравнил свое впечатление от типового здания кинотеатра с постройками Ле Корбюзье, Алвара Аалто и даже берлинской филармонией Ганса Шаруна.

За торжественную часть в этом году отвечала художник Катя Бочавар, вышедшая на сцену в числе участников музыкального ансамбля в составе: Петр Айду, Сергей Летов, Владимир Волков, Константин Дудаков-Кашуро и другие. Вел премию петербургский живописец Александр Дашевский, оседлавший пианино в глубине сцены, так что всем зрителям были видны штаны лососевого цвета, и это был единственный вызов общественной морали, который случился за полтора часа церемонии. Каждую номинацию предваряли короткие и увлекательные анимационные заставки работы Марины Алексеевой и Бориса Казакова. Наконец, еще один художник, Аладдин Гарунов, сделал приз в виде сочленения двух грубых разноцветных клиньев из дерева.

Иосиф Бакштейн огласил победителя в номинации «За продвижение современного искусства в медиа»: им стал Calvert Journal — один из проектов фонда Нонны Матерковой Calvert 22, освещающий отечественные культурные события на английском.

Руководители Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов и Михаил Миндлин назвали имя автора лучшего, по мнению жюри, текста о современном искусстве — Александры Обуховой. Ее труд «Перформанс в России: картография истории» получил заслуженную оценку, и, вполне возможно, что не последнюю: в качестве кураторского проекта выставка в «Гараже» номинирована на «Инновацию».

Приз за лучшее «Искусство в общественном пространстве» достался архитектору Петру Виноградову за объект «Pro Ёлка», построенный во время фестиваля «Арт-Овраг-2014» в Выксе Нижегородской области и, по словам его автора, задуманный как раз год назад во время вручения предыдущей Курехинской премии.

Победителем в области медиаарта стал молодой московский художник Роман Мокров с проектом «Спрячь в ладонь новорожденный огонь», который входил в лонг-лист, но не был отобран для шорт-листа. Здесь случилось первое, однако не последнее расхождение между коротким списком номинантов, который зачитывал ведущий премии, и именами победителей, звучавшими со сцены в итоге. Вышедшая к микрофону Анастасия Курехина разрешила ситуацию, пояснив, что в поисках взвешенного решения члены жюри не раз возвращались к уже было отвергнутым именам.

В номинации «Лучший кураторский проект» из числа сильных претендентов была выбрана «Жизнь замечательного Монро» — версия творческой биографии Владислава Мамышева, созданная Олесей Туркиной и Виктором Мазиным в петербургском Новом музее. Среди слов благодарности со сцены прозвучало и сказанное Олесей Туркиной «Спасибо перестройке!».

Вручавшие приз за лучшее произведение визуального искусства художник Анатолий Белкин и глава отдела новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский порадовали публику традиционным конферансом, прежде чем объявить имя Татьяны Ахметгалиевой, показавшей в галерее Марины Гисич выставку «Аллергия на пыль».

В музыкальной части премии «Этно-механика» досталась проекту «Атлантида», а «Электро-механика» — молодому электронщику Антону Маскелиаде. Наконец, гран-при, объявленный Анастасией Курехиной, разделили между собой Федор Павлов-Андреевич и Рагнар Кьяртанссон. Если реализованную Павловым-Андреевичем в Буэнос-Айресе «Карусель перформанса» из девяти отдельных акций на вращающейся сцене мало кто видел, то многочасовая песня исландского художника «Горе победит счастье», исполненная в рамках паблик-арт-программы биеннале Manifesta на Витебском вокзале, запомнилась всем, и итоговое решение жюри было встречено дружными аплодисментами.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+