Рассказчик, он же художник

№31, март 2015
№31
Материал из газеты

Выставка в Русском музее

Мария Сафронова. Класс. 2013
Мария Сафронова. Класс. 2013

Цель проекта — протестировать русское искусство на нарративность. Рассказывание историй на холсте и бумаге, начатое передвижниками, затем опровергалось сначала мирискусниками, а после и авангардом. По мнению куратора выставки Александра Боровского, соцреализм 1930-х также не жаловал нарративность. В нем не было сюжета, господствовал сакральный канон, не допускавший никаких интерпретаций, толкований, угадываний как художником, так и со стороны зрителя. Картины Александра Лактионова, Юрия Непринцева, созданные в военные годы, вернули в живопись повествовательность; движение в сторону рассказывания историй поддержал в 1950-е Фёдор Решетников. Эту линию продолжили мастера «сурового стиля» и Александр Арефьев в ленинградском андеграунде.

Точкой отсчета выставки станет известная картина Гелия Коржева Лишенная родительских прав. Это целый роман о женщине с порочными наклонностями, пропившей буквально все и тем не менее отмечающей «знаменательное событие» — освобождение от обязанностей заботиться о потомстве — бутылкой хорошей «Столичной», хрустящим огурчиком и помидорами. Искусство питерской группы «Митьки» — это продолжение их во многом мифологизированного существования, передаваемого по разным каналам, но всегда рассказываемого как история или цепочка историй. Впрочем, выставка оставляет эти обстоятельства за скобками, фокусируясь на более поздних работах художников, когда они выбрали самостоятельные стратегии. Виктор Тихомиров в картине Пётр Император арапа женил повествует не историю любвеобильного Ганнибала, имевшего 11 детей, а «снимает кино про кино», иронично рассказывая о мелодраматичном фильме-сказке Александра Мит­ты с Владимиром Вы­соцким в главной роли. У Ти­хо­мирова мощный Петр на вздыбленном коне поднял за шкирку худосочного арапа и вот-вот бросит его в объятия нагой красотки, лежащей на свежей импрессионистичной траве.

Среди рассказчиков XXI века предпочтение отдано Николаю Копейкину, Таи­сии Коротковой, Диане Ма­чулиной. Истории про слонов сочинены Копейкиным (в миру филологом-переводчиком) и им же нарисованы. В Ночи на Ивана Купалу слоны, легко встав на задние ноги, танцуют у костра свой веселый и одновременно страшный, чумной танец. Короткову в серии Репродукция занимает генная инженерия, лаборатория по выращиванию эмбрионов с заданными идеальными признаками. Заодно там «обучат» рожать мужчин. Мачулина возвращает нас на грешную землю. Но так, чтобы мы могли предаться сладким мечтам — встретить свой День рождения в компании Рональда Рейгана, Мэрилин Монро и Фрэнка Синатры. А потом всем рассказывать эту историю.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+