18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства

При обследовании Умм-Джирсана, самого длинного лавового туннеля на Аравийском полуострове, в числе прочих находок обнаружили останки одомашненных овец и коз. Фото: Green Arabia Project
При обследовании Умм-Джирсана, самого длинного лавового туннеля на Аравийском полуострове, в числе прочих находок обнаружили останки одомашненных овец и коз.
Фото: Green Arabia Project
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства

Археологи, работающие в отдаленной части пустыни в Саудовской Аравии, обнаружили наскальное искусство на входе в лавовый туннель — пещеру, сформированную потоком лавы. Эта находка сделана на территории вулканического поля Харрат-Хайбар в 125 км от Медины, неподалеку от Умм-Джирсана — еще одного лавового туннеля, в котором исследователи нашли свидетельства, указывающие на то, что люди снова и снова приходили сюда на протяжении по меньшей мере 7 тыс. лет.

«Это первые задокументированные доказательства того, что люди использовали лавовые туннели, — рассказывает Мэтью Стюарт из австралийского Университета Гриффита, один из авторов посвященной находке статьи, опубликованной в журнале Plos One. — В числе найденного — каменные артефакты из обсидиана, базальта и кремния, а также различные каменные конструкции и наскальные рисунки».

Органические останки редко сохраняются в суровом пустынном климате Аравии, что затрудняет поиск свидетельств деятельности древних людей в этом регионе. Поэтому исследователи решили изучить пещеры и лавовые туннели, чтобы посмотреть, что могло сохраниться в этих подземных пространствах, защищенных от внешнего воздействия.

Наскальные изображения, обнаруженные в лавовом туннеле около Умм-Джирсана, дают богатую пищу для исторических интерпретаций.  Фото: Stewart Et Al/PLOS ONE
Наскальные изображения, обнаруженные в лавовом туннеле около Умм-Джирсана, дают богатую пищу для исторических интерпретаций.
Фото: Stewart Et Al/PLOS ONE

При обследовании Умм-Джирсана, самого длинного лавового туннеля на Аравийском полуострове, в числе прочих находок они обнаружили останки одомашненных овец и коз. «Датировка материала свидетельствует о том, что люди использовали лавовые туннели на протяжении тысячелетий, начиная по меньшей мере с эпохи неолита, — говорит Стюарт. — Эти выводы согласуются с общими результатами работы в регионе, свидетельствующими о наличии здесь богатого и динамичного археологического ландшафта в эпоху голоцена».

Обследуя обрушившийся вход в лавовый туннель, расположенный в 1,3 км к востоку от Умм-Джирсана, археологи обнаружили 16 наскальных рисунков, выбитых на каменной поверхности с помощью некоего инструмента, по всей вероятности, около 5–7 тыс. лет назад. На них изображены овцы и козы — нечастые для наскальных рисунков Северной Аравии образы, а также крупное длиннорогое животное (возможно, горный козел) и схематичные человеческие фигурки с инструментами на поясах. В числе рисунков по меньшей мере шесть сцен выпаса скота (что редкость в этом регионе), на одной из которых фигурируют собаки, пасущие коз и овец. Некоторые фигуры нанесены поверх других, это свидетельствует о том, что они создавались в разные периоды.

«Среди наскальных рисунков в других близлежащих районах Аравийского полуострова изображения овец встречаются редко, — поясняет Стюарт. — Скорее всего, эти животные могли иметь особое значение для людей, населявших территорию Харрат-Хайбар. Наличие сцен с выпасом скота говорит о том, что в этой пещере бывали скотоводы, которые, вероятно, использовали ее как пристанище и источник воды».

Исследователи полагают, что люди не жили в лавовом туннеле постоянно, он предназначался для стоянки на пути между оазисами, который они проделывали со своим скотом. «Находка открывает новое перспективное направление исследований в Аравии, посвященное изучению подземных пространств, где такие органические материалы, как кости, сохраняются гораздо лучше, чем на поверхности», — подытоживает Мэтью Стюарт. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+