18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Память о ГУЛАГе: хранить вечно

№31
Материал из газеты

После реконструкции мэр Москвы принял новое здание Государственного музея истории ГУЛАГа. В целом оно готово

Даже издалека здание в 1-м Са­мо­течном переулке (дом № 9) производит сильное впечатление: покрытые медными листами фасады — три из четырех — переливаются, отражая свет. Единственная краснокирпичная стена, выходящая в переулок, символизирует преемственность: старое здание музея было тоже из кирпича. Немного жаль с ним расставаться, концептуально это было точное попадание: спускаясь по Столешникову переулку с его бутиками, вы упираетесь в арку с вывеской, смысл которой отрицает саму возможность праздника. Однако окончательное решение о судьбе старого здания не принято. Мемориальный комплекс планируется дополнить еще несколькими адресами. В него войдут бывший спецобъект НКВД «Коммунарка», здание Военной коллегии Верховного суда СССР на Никольской улице и Соловецкий камень на Лубянке. Известно, что первой публичной акцией обновленного Музея ГУЛАГа станет конкурс на лучший проект памятника жертвам массовых репрессий. Уже и место выбрано — сквер на углу проспекта Сахарова и Садовой-Спасской. Определена тема первой выставки на новом месте — Дело врачей.

Само новое здание находится немногим дальше от Кремля и тоже в центре, а места в нем будет больше в разы. Когда-то этот дом, классический образец кирпичной архитектуры начала XX века, отошел Московскому метрополитену, в нем было общежитие, и до сих пор во дворе можно увидеть шестигранник воздуховода из шахт метро. Он, впрочем, не портит вид и выглядит логичным фрагментом ансамбля. Со временем здесь будет разбит Сад памяти, в нем появятся скульптуры, павильон и Стена памяти с выбитыми именами жертв — столь массовых, что список этот, видимо, никогда не будет закрыт.

Архитектур­ное вмеша­тел­ьство в комплекс не планировалось: не музей выступал заказчиком работ, а Департамент городского имущества, где надеялись обойтись минимумом затрат. Музей и его директор Роман Романов рассчитывали на собственный административный ресурс и добрую волю руководства Москвы. Расчеты оправдались. Глава Департамента культуры Сергей Капков помог реализовать этот небанальный музейный проект.

Архитекторы Игорь Апарин и Дмитрий Барьюдин (архитектурное бюро KONTORA), занимавшиеся устройством старого музея, вновь подключились к проекту лишь год назад, когда здания уже коснулась перепланировка. Предполагалось, что кирпич будет покрыт штукатуркой, но архитекторы предложили вместо штукатурки медь.

«Медь — натуральный материал, — объясняет Апарин, — она дает живой фасад, который будет меняться. Через год здание станет коричневым, потом темно-шоколадным, почти черным...» Медь — недешевое удовольствие, в России нет опыта работы с материалом, если не считать покрытых медью Нарвских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге, еще в XIX веке покрашенных зеленой краской. Ныне медь закупали в финском Пори, там же учились с ней работать. «Лет через пять оксидированная медь достигнет кондиции, которой мы добиваемся, — говорит Барьюдин. — Это будет мрачный, если не сказать страшный, фасад».

Вспомним изломанные стены Еврейского музея в Берлине, с окнами-щелями, — разве они не страшны? Или Музей Катастрофы (Яд ва-Шем) в Иерусалиме? Это те мемориальные комплексы, которые московские архитекторы имели в виду. По степени воздействия на публику Музей ГУЛАГа должен приблизиться к ним, притом что устроители московского музея находятся в положении более затруднительном, чем их западные коллеги. Эпоха ГУЛАГа оставила редкие артефакты. «Стиралось любое воспоминание о человеке, — объясняет Барьюдин. — Если немцы каталогизировали обстоятельства жизни и смерти жертв, и я могу найти документы, связанные с моим дедом, погибшим 5 мая 1945-го в норвежском лагере для военнопленных, то здесь происходило абсолютное стирание памяти. Материальных подтверждений жизни в ГУЛАГе мало».

И все же они есть и присутствуют в музейной экспозиции, которая займет верхние этажи, частично объединенные в дву­светное пространство с антресолями и торчащими из стен обрезками швеллеров. Эти остатки старых перекрытий словно напоминают о мрачной функции здания — рассказывать о преступлении века.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+