18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Краткая история зрения, или «Режим истины»

Из главных трудов, посвященных фотографии, российскому читателю доступны Camera lucida Ролана Барта, статьи Вальтера Беньямина с их марксистской оптикой, горизонт которой ограничен 1930-ми годами, и эссе Сьюзен Сонтаг, часто цитируемые, но целостной теории не представляющие. Книга профессора университета «Париж-8» Андре Руйе — следующий шаг на этом пути. Не только потому, что работа написана в 2005 году и, следовательно, представляет более современный взгляд на состояние жанра, но и потому, что достижения предшественников подвергаются в ней внимательной критической ревизии.

С самого начала, в противоположность, например, тому же Барту, с которым он активно полемизирует, Руйе отказывается от попыток определить сущность и природу фотографии. Она для него — процесс, находящийся в непрерывном развитии и выходящий за пределы любых дефиниций. Суть фотографии Руйе описывает понятием «режима истины», взятым у Мишеля Фуко. Философ понимал под ним типы суждений, полагаемые истинными, а также совокупность механизмов отличия истинного от ложного. Режимы и способы продуцирования истины у каждой эпохи свои — это верно и для фотографии. Безграничное доверие первым световым изображениям подпитывалось, с одной стороны, технологичностью их производства, исключавшего элемент случайности, свойственный человеческой руке. С другой стороны, ранние снимки легитимировали близость к живописи, буквальное соблюдение законов перспективы. Фотографам послевоенным, напротив, были чужды амбиции «копирования» реальности. В условиях популярности фотографии (и растущего интереса власти к информации) снимок не запечатлевает предмет, но создает еще одно изображение, «подшиваемое» к предсуществующему множеству. «Фиксация» уступает место «режиссуре», что реабилитирует субъективность автора, дискредитированную до этой поры.

Это лишь одна из линий, прочерчиваемых Руйе. Книга разбита на три блока: фотография-документ, фотография как искусство и фотографии художников (как один из доступных медиумов в наличии). История фотографии рассматривается в контексте социологии, политической истории и истории повседневности. В духе Фуко каждая мысль усилена примерами и цитатами, отдельным персонажам (Франк, Дюшан, Бэкон) посвящены целые эссе.

Несмотря на обстоятельность автора, его книгу вряд ли можно считать всеохватной или обзорной. Руйе — француз, и фотографию он рассматривает в русле современной французской философии, помимо «археологии знания» Фуко привлекая «шизоанализ» Жиля Делеза или теорию социального поля Пьера Бурдье. Он не стремится представить полную картину теории фотографии, но, по сути, формулирует собственную концепцию, согласно которой фотография не запечатление, но производство реальности, которое невозможно без трансформации видимого мира. Фотография в понимании Руйе — это модус видения, который проникает во все виды искусства (импрессионизм, реди-мейд) и области практики (медицина, криминология), изменяет их и сам никогда не остается константным.

Руйе А. Фотография: Между документом и современным искусством / Пер. с франц. М. Михайловой. СПб.: Клаудберри

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+