18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Святослав Рихтер. От первого лица

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина представляет выставку, посвященную личности, эпохе и творческому окружению выдающегося музыканта Святослава Рихтера (1915–1997), приуроченную к 100-летию со дня его рождения. Экспозиция в Отделе личных коллекций на Волхонке, д. 10, состоящая из художественного и мемориально-документального разделов, включает в себя более 60 произведений живописи и графики, редкие фотографии, ноты, никогда ранее не публиковавшиеся архивные документы.

Выставка знакомит с художественными интересами Святослава Рихтера, которые, как и его дарования, были чрезвычайно разнообразны. «Музыка в моей жизни — главное, но она все же не вся моя жизнь… я существо всеядное… и не потому что разбрасываюсь, просто я многое люблю», — говорил он.

Умение видеть звуки и рисовать по памяти было свойственно Святославу Рихтеру с раннего детства. «Если бы он не был великим пианистом, то был бы прекрасным художником», — отмечал позднее Роберт Фальк. На выставке будут представлены пастели Святослава Рихтера, которые он создавал дома, всегда по памяти: «Луна. Китай», «Ночью на извозчике», «Несут аэростат», «Сумерки в Скатертном», «Ниночка с Митькой на Ржевском» и многие другие. Наряду с музыкальными вечерами в квартире маэстро устраивались выставки друзей-художников: Елены Ахвледиани, Дмитрия Краснопевцева, Анны Трояновской, Роберта Фалька, Василия Шухаева. Некоторые работы Рихтер приобретал, многие картины и рисунки из его коллекции — подарки друзей и великих почитателей, среди которых Пабло Пикассо, Оскар Кокошка, Ренато Гуттузо и другие. «Битва всадника с быком» и «Голубь мира» Пабло Пикассо, портреты Рихтера работы Оскара Кокошки, Василия Шухаева, Роберта Фалька, «Шуточный рисунок» Ренато Гуттузо, натюрморты Дмитрия Краснопевцева, пейзажи Анны Трояновской из собрания маэстро сопоставляются в экспозиции с редкими фотографиями гастролей и дружеского общения.

Отдельное место в документальной части выставки занимает экспозиция рукописей и редких изданий музыкальных сочинений из коллекции Святослава Рихтера. Здесь представлены ноты произведений, написанных специально для пианиста Сергеем Прокофьевым (Соната для фортепиано № 9) и Бенджамином Бриттеном (Каденция к концерту № 22 Моцарта), а также издания с авторскими автографами Аарона Коупленда, Артура Оннегера, Генриха Нигауза.

Имя Святослава Рихтера тесным образом связано с ГМИИ им. А.С.Пушкина. В 1981 году по инициативе Ирины Антоновой и Святослава Рихтера был основан Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», который с 1998 года носит имя музыканта. Рихтер признавался: «Теперь у меня в Москве есть второй дом и свой месяц — декабрь».

Выставка пройдет с 18 февраля по 5 апреля и будет сопровождаться показом мультимедийного фильма о Святославе Рихтере.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+