18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Три лучших лота недели

Котики в ассортименте на аукционе Владимира Овчаренко, офорты Марка Шагала, получившие гран-при Венецианской биеннале и высший женский орден Российской империи — три лучших лота на московских аукционах выбирала Татьяна Маркина.


Ростислав Лебедев. «Мартовские коты». 2014
Торги, которые сам устроитель, Владимир Овчаренко, называет «аукционом невиданной щедрости», задуманы как антикризисные. Они должны поднять настроение приунывшему арт-рынку. Во-первых, составом: тут, например, множество веселых работ молодых (и не очень) художников с полным ассортиментом котиков. Во-вторых, ценами: старты всех без исключения работ начинаются со €100. И хотя невозможно поверить, что итоговые цены на уголок полотна в раме Ивана Чуйкова, графику Ильи Кабакова или Павла Пепперштейна не поднимутся как минимум в десять раз против стартов, такая игра все равно бодрит, тем более что среди выставленных на торги есть работы и гораздо менее знаменитых, а значит, более дешевых художников (и кстати, аукцион будет без комиссий и дополнительных затрат к цене лота). Наконец, торги пройдут в знакомом всей арт-тусовке месте — в бывшем помещении кафе «Арт-академия» на «Красном Октябре», — и значит, отличная атмосфера обеспечена.
Vladey, 17 февраля (20:30), стартовая цена €100


Офорты Марка Шагала к «Мертвым душам» Гоголя. 1948. Париж
Иллюстрации к поэме Гоголя были заказаны Марку Шагалу знаменитым парижским маршаном, коллекционером и издателем Амбруазом Волларом в 1923 году. Но опубликованы только спустя четверть века, в 1948 году, другим знаменитым издателем — Эженом Терьяду. В том же году на Венецианской биеннале иллюстрации Шагала к «Мертвым душам» получили гран-при. Сегодня полные экземпляры офортов есть только в трех музеях России и СНГ: в Третьяковской галерее в Москве, в Эрмитаже в Петербурге и в Музее Марка Шагала в Витебске. 96 листов с изображением гоголевских персонажей выполнены в смешанной технике офорта, сухой иглы и акватинты, они напечатаны на бумаге ручной выделки с водяными знаками и вложены в картонный футляр. Всего было издано 368 наборов, этот экземпляр имеет номер 296 и, главное, надписан самим Марком Шагалом.
«Три века», 15 февраля (16:00), эстимейт 2,8–3 млн руб.


Знак Малого креста ордена Святой великомученицы Екатерины. 1869. СПб., мастерская Кейбеля-Кеммерера

Орден Святой великомученицы Екатерины — одна из редчайших наград Российской империи, которая в общей иерархии орденов занимает второе место вслед за орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Это высшая женская награда для членов российских и европейских императорских фамилий. Орден был учрежден Петром I в 1714 году в память Прутского похода 1711 года и в честь супруги Екатерины Алексеевны, которая, по легенде, пожертвовала все свои драгоценности на подкуп командующего турецким войском Мехмед-паши, благодаря чему русские смогли заключить перемирие и вырваться из окружения. Девизом ордена была избрана фраза «За любовь и Отечество», решение о награждении принимала сама императрица, но с «соизволения Государя Императора». Обычай, по которому каждая новорожденная великая княжна при крещении получала орден Святой Екатерины, а женам великих князей знаки ордена вручались при помолвке, закрепил Павел I. Он же разделил орден на две степени, Большого и Малого креста. Лишь три дамы были награждены знаком Малого креста в 1869 году, когда был изготовлен выставленный на аукцион знак ордена: княгиня, королева Милена Петровна Черногорская, графиня Амалия Максимилиановна Адлерберг, урожденная фон Лерхенфельд, и баронесса Шарлотта Адамовна Бруннова, урожденная фон Брюс, то есть он принадлежал одной из них.
«Знакъ», 14 февраля (12:00), базовая оценка 18 млн руб.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+