18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Художники Восточной Европы дадут уроки свободы

Все работы выставки Грамматика свободы / пять уроков — из коллекции ARTEAST 2000+ Музея современного искусства Любляны. Коллекцию начала собирать в 1990-е его директор Зденка Бадовинац при участии российского куратора Виктора Мизиано, экс-директора Варшавского национального музея Петра Пиотровского, швейцарского куратора Харальда Зеемана и словенского критика и теоретика Игоря Забела. В это крупнейшее собрание послевоенного искусства вошли в основном произведения художников из Восточной Европы, в том числе из России: Юрия Альберта, Ильи Кабакова, Комара и Меламида, Андрея Монастырского и других. Оно уже объездило полмира, а теперь ожидается и в России, где восточноевропейское искусство, мягко говоря, знают мало.

Пять уроков — это пять арт-стратегий свободы с 1960-х до наших дней. Уроки свободы будут преподавать гранды восточноевропейского искусства: Марина Абрамович, Джета Бретеску, Ион Гри­го­ре­ску, Йиржи Кованда, Младен Сти­ли­нович, Милица Томич. Рус­ские художники также вошли в эту «образовательную программу» — работами Кабакова, Комара и Меламида.

Несмотря на то что страны Восточной Европы представлялись в СССР оазисом свободы, идеологический климат и там мало способствовал современному искусству. Там, как и в СССР, самой доступной формой коммуникации стали квартирные выставки, там же начинали и первые галереи. Ион Григореску, к примеру, устраивал в квартире перформансы, где единственным зрителем была камера (Мужское, женское, 1976), а его соратница Джета Бретеску выставляла арт-объекты, как Нет насилию!, — абстрактный образ из чего-то похожего на костыль, драпированный черной тряпкой. Йиржи Кованда, напротив, проводил акции в публичном пространстве. Но его действия были столь обыденными, что прохожие их просто не замечали.

Подобные жесты искусства 1970-х часто трактуются как политические, хотя сам Кованда утверждал, что ему тогда были важнее отношения искусства и реальности. Акции Марины Абрамович 1970-х годов тоже не всегда были политические. На выставке будет одна из ее ранних работ, где во время 6-часовой акции публике предлагалось делать с ней что угодно, используя выложенные на стол хлыст, колючие розы и заряженный пистолет.

И даже следующее поколение, куда более политически артикулированное, как словенская группа IRWIN, не всегда выступало с провокационными акциями. Их фильм Transnationala, о путешествии словенских и русских художников по США, — не только пример искусства взаимодействия, но и замечательный документ времени надежд и еще не утраченных иллюзий.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+