The Art Newspaper Russia
Поиск

Директор Лувра: «Проблема большого скопления людей меня не слишком тревожит»

Директор Лувра Жан-Люк Мартинес ожидает снижения посещаемости на 80% и считает, что для успешного восстановления нужно делать ставку на постоянную экспозицию

По словам директора Лувра, сейчас музей переживает самый тяжелый кризис из всех, с которыми ему приходилось сталкиваться в мирное время. Жан-Люк Мартинес ожидает, что в результате пандемии COVID-19 посещаемость самого популярного в мире музея в этом году упадет на 80%. По его мнению, ситуация, скорее всего, не нормализуется до 2024 года, когда в Париже должны пройти Олимпийские игры.

Финансовый вопрос стоит очень остро. Годовой бюджет Лувра составляет €250 млн. Из них €100 млн выделяет правительство Франции, а остальное музей должен заработать сам. В 2018 году только продажа билетов принесла €87 млн. При этом правительственная поддержка нестабильна: в последнее десятилетие государственное финансирование сократили с 60 до 40% бюджета институции. В отличие от Германии, запустившей чрезвычайную программу поддержки культурных организаций, Франция сделала ставку на щедрую систему компенсации заработной платы отправленным в неоплачиваемый отпуск работникам, которая должна будет поддерживать людей, занятых в сфере искусства, на протяжении по меньшей мере года.

С тех пор как Лувр закрылся на карантин, Мартинес сосредоточился на подготовке к безопасному возвращению музея к работе и на исследовании его постоянной коллекции. Седьмого апреля он распорядился, чтобы кураторы и другие сотрудники, работающие из дома, отложили все остальные инициативы, что для многих стало неожиданностью. «Лувр похож на большой корабль, — говорит представитель музея Адель Зиан. — У нас 2,2 тыс. сотрудников, и мы одновременно работаем над приблизительно 5 тыс. проектов. Когда мы поняли, что часть из нас занимается фандрайзингом или подготовкой материалов для прессы к выставкам, которые теперь могут вообще не состояться, мы решили приостановить эту деятельность».

Вновь открыться для публики Лувр планирует 6 июля. Одной из важнейших задач музея станет привлечение местной аудитории, в прошлом году это была лишь пятая часть от всех посетителей.

Как будет проходить открытие Лувра?

Жан-Люк Мартинес: Посетители будут регистрироваться на определенные сеансы, желательно используя опцию предварительной записи на сайте. Эта система хорошо сработала на выставке Леонардо да Винчи. Сотрудники и посетители старше 11 лет будут обязаны носить защитные маски. Гардеробы будут закрыты. Сейчас мы разрабатываем маршруты с односторонним движением, чтобы траектории перемещения публики не пересекались. Для посещения откроется 70% музейных залов, то есть 65 тыс. кв. м галерейного пространства с 32 тыс. произведений искусства. Разумеется, готовить к открытию самый посещаемый в мире музей безумно сложно. Но я ожидаю резкого снижения посещаемости, так что проблема большого скопления людей меня не слишком тревожит.

Возможно, эта ситуация поможет Лувру справиться с перегруженностью?

Я довольно скептически отношусь к жалобам на перегруженность. Мне неприятно такое презрительное отношение к посетителям. Без туристов музеи превратились бы в кабинеты редкостей исключительно для ученой элиты. Без туристов не существовали бы ни Лувр, ни Британский музей, ни археологические объекты. «Турист» не ругательство! Посетители — это вообще самый главный элемент, сердце музея. Искусство не существует само по себе, оно живет встречами с людьми.

Вероятно, это будет очень сложный период для Лувра, значительную часть аудитории которого обычно составляют туристы.

Мы уже сталкивались с подобными трудностями и смогли их преодолеть. После 11 сентября 2001 года посещаемость упала на 40%. То же самое произошло после террористических актов во Франции в 2015 году. Каждый раз на восстановление уходило три года.

Сегодняшняя ситуация кажется еще более серьезной.

Я предполагаю, что в текущем году посещаемость упадет на 80% и понемногу начнет восстанавливаться в 2021 году, а реального улучшения следует ожидать к 2023–2024 годам. Преодоление нынешнего кризиса может занять немного больше времени, но мы сильная институция.

Судя по данным прошлых лет, в 2020 году вы можете потерять половину своего €250-миллионного операционного бюджета.

По счастью, мы ежегодно получаем внушительную государственную субсидию в размере около €100 млн. Парижская опера находится в более тяжелом положении, чем мы. И все же правительство Франции поддерживает культуру, и это все меняет. Все наши сотрудники продолжают получать зарплату. Мы никого не отправляли в неоплачиваемый отпуск.

Тем не менее 75% ваших посетителей составляют иностранцы и только 10–15% — парижане.

Безусловно, одна из наших задач — привлечь эту аудиторию и сделать так, чтобы она возвращалась к нам снова и снова. Нам не нужно стремиться делать больше — нам нужно стремиться делать лучше. Мы уже провели перепланировку фойе и начали полностью перерабатывать развеску всей нашей коллекции. Чтобы привлечь больше посетителей, мы дважды в неделю работаем в вечерние часы. У нас по-настоящему сильная экспозиционная программа. Наша выставка Леонардо привлекла 1,1 млн человек, что вдвое больше предыдущего рекорда Лувра.

Обращать внимание посетителей на постоянную экспозицию тоже важно.

Именно, и поэтому мы всегда стараемся связать наши временные выставки с постоянной экспозицией. Готовя ретроспективу Леонардо, мы на протяжении десяти лет исследовали литературу Возрождения и провели ремонт в зале, где находится «Мона Лиза». То же самое мы проделали с залами нидерландского и фламандского искусства перед выставкой Яна Вермеера и его современников и с залами французской скульптуры XVIII века, когда готовили экспозицию Эдме Бушардона.

Научно-исследовательская работа Лувра тесно связана и с археологическими раскопками в самых разных частях света.

Из-за приостановки международного сообщения все раскопки временно прекращены. Мы не имеем ни малейшего представления о том, когда можно будет вернуться к работе.

Есть ли опасность задержек в реорганизации развески и других больших проектах вроде перемещения 250 тыс. объектов в новое хранилище, что находится в 200 км к северу от Парижа?

Отнюдь. Мы планируем завершить переезд в Льевен к 2024 году. Мы потеряли всего три месяца в процессе, который рассчитан на четыре года. Вывоз объектов из расположенного у берегов Сены хранилища, не защищенного от затопления в случае наводнения, должен завершиться к первой половине 2021 года.

Как обстоят дела с туризмом в филиале Лувра в Лансе и в Лувре — Абу-Даби?

Филиал в Лансе прочно укоренен в северном регионе: местное население составляет 60% его посетителей. В Абу-Даби аудитория на 40% состоит из жителей Эмиратов, а кроме того, включает гостей из других стран субконтинента и более дальней Азии. Наличие четырех разных экспозиционных пространств дает большую гибкость. Конечно, полные ретроспективы художников эпохи Возрождения теперь невозможны, все мы понимаем это. Времена, когда мы старались собрать в экспозиции как можно больше вещей, прошли. В центре внимания должны быть качество и содержательность.

Вы перенесли на октябрь открытие двух выставок, одна из которых посвящена скульптуре итальянского Возрождения, а другая — творчеству немецкого художника Альбрехта Альтдорфера. Как вам удалось достичь договоренностей с институциями, предоставившими на них экспонаты?

На протяжении всего этого периода мы очень эффективно взаимодействовали с другими музеями со всего мира. Лувр продлил сроки музейной аренды предметов из своей коллекции и сдвинул даты настолько, насколько это было возможно. Так же поступили и наши коллеги из других музеев.

Означает ли это конец эпохи дипломатических скандалов вроде угроз со стороны Италии относительно экспонатов для выставки Леонардо или отмены экспозиции болгарских икон в феврале?

Полностью обезопасить себя от манипуляций общественным мнением невозможно. Поэтому мы постоянно подчеркиваем важность научно-исследовательской работы и ее популяризации. Выставка может прожить несколько разных жизней. Так, ретроспектива Леонардо стала первой экспозицией, о которой мы совместно с компанией Pathé сняли фильм, предназначенный для просмотра в кинотеатрах. В сегодняшние трудные времена у нас есть возможность развивать такого рода инициативы.

Какова роль Лувра в создании будущего парижского мемориала жертвам рабства?

Президент Франции Эмманюэль Макрон пообещал создать этот мемориал еще в 2018 году, то есть за несколько лет до того, как началось нынешнее движение. В саду Тюильри, примыкающем к Лувру, уже есть коллекция скульптуры. Мы связаны с этим проектом, поскольку сад находится в ведении музея. Прием проектов от художников и архитекторов открыт до 1 сентября. Решение будет принято в следующем году, а открытие мемориала планируется на 2024 год.

Материалы по теме
Просмотры: 920
Популярные материалы
1
Объявлены победители конкурса на памятник врачам, спасающим от COVID-19
Жюри выбрало три проекта из более чем 300 заявок.
30 июня 2020
2
Марина Алексеева: «Иногда над одним боксом я зависаю на полгода»
Петербургская видеохудожница Марина Алексеева рассказала о том, как от керамики пришла к видеоарту, что может дать художнику театр, и о новом онлайн-проекте с Центром Вознесенского, премьера которого состоится 4 июля.
02 июля 2020
3
Еще год без Политеха
Полное завершение реконструкции и ввод в строй Политехнического музея в Москве отложены как минимум до следующего лета.
29 июня 2020
4
The Art Newspaper Russia запускает подкаст об искусстве
По случаю этого события рассказываем о подкасте The Art Newspaper Russia «Провенанс», сделанном совместно с радио «Культура», и вспоминаем другие примеры, достойные внимания ценителей прекрасного.
29 июня 2020
5
Искусство на перекрестке финансовых технологий и блокчейна
Компания The Art Exchange начала работу. Она готова впервые применить к рынку искусства производные финансовые инструменты, а также сделать его удобным и открытым.
30 июня 2020
6
Директор Лувра: «Проблема большого скопления людей меня не слишком тревожит»
Директор Лувра Жан-Люк Мартинес ожидает снижения посещаемости на 80% и считает, что для успешного восстановления нужно делать ставку на постоянную экспозицию.
30 июня 2020
7
Памятники наказали за расизм
Как показывает советский опыт, разрушение «неправильных» с точки зрения текущей идеологии монументов действительно эффективно: таким образом как будто исправляются и сама история, и общественная мораль.
29 июня 2020
8
Sotheby’s выручил на онлайн-торгах $363,2 млн
Марафон онлайн-аукционов с продажей триптиха Фрэнсиса Бэкона за $84,5 млн стал экспериментом аукционного дома и принес суммарную выручку в $363,2 млн.
02 июля 2020
9
Обнаружить, спрятав: Христо в Центре Помпиду
Выставка «Христо и Жанна-Клод. Париж!» в Центре Помпиду задумывалась как превью проекта по упаковке Триумфальной арки, а стала данью памяти знаменитой художественной паре.
30 июня 2020
10
Как открывали музеи в России: скандалы и забавные случаи
Любопытные истории, случившиеся в XIX и ХХ веках: изучаем и возвращаемся в музеи после коронавирусного карантина с соблюдением всех мер предосторожности.
03 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru