The Art Newspaper Russia
Поиск

Гулять и смотреть

Апрель — прекрасный месяц, чтобы начать гулять по московским бульварам и неприметным улочкам и смотреть на стрит-арт, считает исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели

Я бы рекомендовал начать с «Винзавода», а затем дойти до «Атриума», фасад которого украшают произведения Харифа Гузмана, Тристана Итона, Покраса Лампаса, Фелипе Пантоне, Шепарда Фейри, Бена Эйна и WK Interact. Выставка Фейри «Форс-мажор» состоялась у нас минувшей осенью. Она вошла в специальную программу III Биеннале искусства уличной волны и получила свое продолжение в городском пространстве при участии творческого объединения «Артмоссфера» — мурал Шепарда Фейри теперь можно увидеть и на фасаде здания № 12 по Мытной улице.

В целом появление стрит-арта в стенах музеев — новая норма. Первой в российской выставочной практике стала персональная выставка художника Павла Пухова (1983–2013), работавшего под псевдонимом Паша 183. Проект «Наше дело подвиг!» с большим успехом прошел в нашем здании на Гоголевском, 10 в 2014 году. Он на примере творчества одного художника столкнул или соединил музейное пространство и уличное искусство. Паша 183 начал работать в 2002 году, за десять лет его творчество оказало значительное влияние на развитие и восприятие стрит-арта в России, позволив многим впервые увидеть в  уличном искусстве полноценное художественное высказывание. Многие работы Паши были безвозвратно утеряны, поэтому на выставке мы старались воспроизвести эти уличные инсталляции на основе воспоминаний его друзей и архивных фотографий. Сегодня его «Аленка» хранится в собрании Музея стрит-арта в Санкт-Петербурге. 

Конечно, это не все проекты, о которых хотелось бы рассказать. Например, в 2016 году прошла персональная выставка Валерия Чтака «В моем случае — ни в коем случае», а в 2017-м совместно с фондом RuArts — «Сажа». Каждая из них уникальна по-своему, но очевидно, что стрит-арт сегодня не просто стихийная альтернативная деятельность в современном искусстве.

Я рад, что общество и государство постепенно становятся все более открытыми к сложным форматам экспонирования, новым формам искусства, городские фасады приобретают новый облик, а московские районы проводят свои фестивали, как, например, Urban Morphogenesis в Одинцове. Но новое знание рождает новые вопросы. Чем визуальная пропаганда отличается от стрит-арта? В чем ценность для города санкционированного паблик-арта или, наоборот, нелегальных уличных практик? 

В поисках ответов мы решили на одну неделю превратить наш Образовательный центр в базу исследовательского проекта о современной российской стрит-арт-культуре. Форум уличного искусства мы проведем совместно с фондом RuArts и Институтом исследования стрит-арта. Вместе мы посмотрим, как развиваются уличное искусство и граффити сегодня, как эти процессы влияют на формирование современного городского пространства и какие техники и темы интересуют уличных художников. Форум будет поделен на несколько секций: лекции уличных художников, открытые дискуссии, выставка, показ документальных фильмов и музыкальные выступления. Среди участников — Владимир Абих, Андрей Adno, Миша Мост, Анна Нистратова, Алексей Партола, Владимир Стекачев, Артем Филатов и другие.

Я уверен, что стрит-арт как направление в искусстве способствует открытости города — его общественного пространства, музеев, частных институций — к такому экспериментальному художественному освоению территории. Это верный путь к демократии, к установлению комфортного диалога между горожанином и городом. 

Материалы по теме
Просмотры: 3346
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
3
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
4
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
5
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
6
Картину ван Гога похитили из нидерландского музея
В это время музей Сингер Ларен был закрыт на карантин.
31 марта 2020
7
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
8
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
9
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
10
Крутой маршрут Василия Шухаева
Авторы новой книги прослеживают мытарства и триумфы художника, который был и парижским обитателем, и магаданским зэка, и чье творчество вовсе не было ограничено неоакадемическим амплуа, как принято думать.
03 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru