The Art Newspaper Russia
Поиск

Будем мечтать

Исполнительный директор Mоcковcкого музея современного искусства Василий Церетели в своей первой колонке для нашей газеты предлагает всем помечтать — о культурной жизни Москвы будущего

Мне очень приятно, что в 2019 году, юбилейном для Московского музея современного искусства, я стал колумнистом влиятельнейшего в России издания об искусстве. Я хотел бы посвятить свои колонки не только планам нашего музея, но и рассказать, как и чем он живет, как функционируют его отделы, каковы наши миссия и задачи и кто она — наша команда. Однако в своей первой колонке я предлагаю нам с вами помечтать. Ведь стратегии не возникают ниоткуда, они рождаются из идей, а идеи — зачастую из мечтаний и размышлений.

Итак, культурная жизнь Москвы не затихает, однако теперь вернисажи выставок и другие события не происходят в один день и в одно и то же время. Музеи объединены воздушным шестым транспортным кольцом, где нет пробок и есть безлимитный проезд по «Тройке», где всегда найдется свободное место, но никогда не будет места агрессии. Наш город — от небольших, скрытых от глаз скверов, будь то Пушкинский или Девичьего Поля, до огромных площадей — не теряет объектов культурного наследия и наполняется паблик-артом российских и иностранных художников, среди которых есть и Жауме Пленса, и Энтони Гормли, и Паша 183, и Тимофей Радя. Тотальные инсталляции, скульптурные композиции, живописные работы или небольшие городские интервенции не только украшают центральные улицы, но и воспитывают в каждом желание приблизить лучшее завтра, построенное на принципе возможности выбора и уважительного отношения к другому человеку и окружающей его среде.

Дома, где сосредоточена культура, не ограничены своими стенами — город входит в них, а они выходят в город. Максимальная доступность и открытость отныне не просто слова; открытость новому, кстати, теперь есть не только в «Гараже», МАММ, Историческом музее, музеях Марины Цветаевой или Льва Толстого, но и у их посетителей. Потребление культуры — это образ жизни, когда между институциями рождается здоровая конкуренция, развивающая тем самым музейное дело, совершенствуя качество выставочных проектов. Столица свободна и не ограничивает в этой свободе других: понятная для каждого жителя планеты навигация позволяет не только найти то, что ты ищешь, но и помогает расслабиться в большом городе и с удовольствием затеряться без сигнала GPS в его переулках, словно в улочках Венеции.

Можно ли в моих мечтах быть менее зависимыми от субсидий государства? В городе развиваются местные некоммерческие самоорганизации, появляются различные формы художественной жизни, возникают частные институции, поддерживаемые меценатами, спонсорами и даже посетителями. В таком городе в каждом районе, от Ясенево до Куркино, есть свой, домашний музей, который способствует выработке новых форм досуга. Мы отчетливо видим тенденцию к получению эмоций и нового опыта, а не к приобретению вещей. Это движение охватывает не только Москву, но и распространяется по регионам, которые омывают Атлантический, Северный Ледовитый и Тихий океаны. Люди путешествуют через всю Россию, чтобы посмотреть хороший проект.  

Что сказать о внутренней и внешней цензуре для людей искусства? Город — это большой и сложный механизм, и нам нужно договариваться с людьми, которые нас в нем окружают. Культурные центры стали новыми агорами, где обсуждаются передовые идеи, рождаются споры, а в них — и истина о том, как нам жить вместе, без ненависти и вражды. 
И мы еще что-то загадаем, когда всей командой будем задувать свечи в честь нашего 20-летия в декабре наступившего года. 

Материалы по теме
Просмотры: 2930
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Строительство Большого Египетского музея завершается
Фараон Хеопс потратил 20 лет на строительство своей Великой пирамиды. С 2002 года, когда был объявлен архитектурный конкурс на новый музей, и до его открытия в следующем году пройдет как раз около двух десятилетий.
16 сентября 2020
5
Башне с Уралмаша наконец повезло
Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма.
17 сентября 2020
6
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
7
Влюбленный в 1990-е: в МАММ проходит выставка Игоря Мухина
Среди музейной публики много молодежи, «миллениалов». Выставка «Наши 1990-е. Время перемен» будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнящих 1990-е, она станет поводом к ностальгии.
17 сентября 2020
8
Чтобы парадное не выглядело подъездом
Житель Петербурга за свой счет восстановил в доме исторические двери с витражами.
16 сентября 2020
9
Саша Фролова: «Художник должен быть объектом искусства в любой момент времени»
МMOMA совместно с Фондом Ruarts проводит выставку Fontes Amoris художника Саши Фроловой. Она рассказала нам о символах перерождения, трансформации женского образа и сверхвозможностях.
16 сентября 2020
10
Третьяковская галерея открывает залы, затопленные ливнем
Первой в Новой Третьяковке возобновила работу выставка «Ненавсегда». Постоянная экспозиция пока что остается закрытой.
16 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru