The Art Newspaper Russia
Поиск

Дэвид Хокни: «Между мной и ван Гогом не может быть особенной конкуренции»

1 марта в Музее ван Гога в Амстердаме открывается выставка «Хокни — ван Гог. Радость природы». По этому поводу самый дорогой в мире здравствующий художник, 81-летний Хокни рассказал, как создавал свои картины и о преимуществах живописи на iPad

Ваша картина «Портрет художника» («Бассейн с двумя фигурами») недавно была продана за рекордную цену. Меня интересует необычность картины.

Я хотел показать работу на выставке в Нью-Йорке. Начал писать ее по двум фотографиям, но через некоторое время подумал, что угол между двумя фигурами неправильный, потому что человек у бассейна на самом деле не мог видеть пловца. Я узнал, где была сделана фотография. Оказалось, что это на юге Франции. Поехал туда и сделал несколько рисунков, а затем вернулся в Лондон и рисовал около трех недель, работал по 12 часов в день.

Это трехметровая картина, и нужны сверхусилия, чтобы закончить ее за три недели!

Да, так и было. «Мистер и миссис Оззи Кларк» («Мистер и миссис Кларк и Перси», 1970–1971. — TANR) заняли шесть месяцев.

А чем вас так привлекают бассейны? Вы прямо-таки бросаете вызов способам изображения воды.

Меня всегда интересовала вода, стекло. Помню стихи Джорджа Герберта (поэт-метафизик XVII века. — TANR): 
A man that looks on glass,
On it may stay his eye;
Or it he pleaseth, through it pass,
And then the heav’n espy.
Человек, смотрящий на стекло,
Глазами упирается в него;
Но если он проникнет сквозь преграду,
То взгляд небес получит он в награду.
В Калифорнии я понял, что бассейны чем-то похожи на то, что описано в этом стихотворении. Можно смотреть на поверхность воды, а можно — сквозь нее. Но как изобразить воду, чтобы это не выглядело как фотография, как замороженный момент? Мои танцующие линии не кажутся замороженными. Я сделал только дюжину бассейнов, я не делал их много. Множество людей имеют столько же детей — но я детей не делал, я всегда интересовался другими вещами.

Говорят, что своими изображениями бассейнов вы критикуете абстрактное искусство. Думали ли вы, что это может быть так прочитано?

Абстракция была необходима Европе и Америке, и в 1950–1960-х годах в этой области были сделаны великие заявления. Я думаю, что этих заявлений было много, слишком много. Я тоже был под влиянием идей абстракционизма о том, что натурализм — это нехорошо. Но я и сейчас продолжаю быть очарованным натурализмом.

Недавно в Королевской академии художеств в Лондоне вам вручили награду за достижения в области печатной графики. Насколько графика важна для вашей практики?

Первые вещи, которые я сделал в печатной технике, были литографиями в Брэдфордской школе искусств. Я просто напечатал пять или шесть. Позже в Королевском колледже искусств я выбрал отделение гравюры, потому что у меня было мало денег. На отделении живописи давали всего три картона, а на отделении гравюры выдавали много пластин, поэтому я мог продолжать работать. Я сделал несколько офортов, и в 1961 году удалось продать один из них. На эти деньги я поехал в Нью-Йорк.

И Нью-Йорк вас вдохновил на новую серию офортов?

Да. Я жил в районе Бауэри. Там обитали бездомные, которых в Лондоне тогда не было, и мне показалось, что Нью-Йорк больше похож на Лондон времен Уильяма Хогарта. Поэтому я задумал свою версию его серии «Похождения повесы», сделал несколько работ. Затем Королевский колледж предложил мне расширить серию. В результате у меня получилось 16 работ, что в два раза больше, чем у Хогарта, и я продал полное издание (комплект) за £5 тыс. На эти деньги я поехал в Калифорнию, жил там полгода и сделал еще больше картин. Так что только тиражная графика и помогала мне долгое время. А затем я сделал еще несколько серий в Калифорнии, с Кеном Тайлером (основатель печатной мастерской и издательства в Лос-Анджелесе. — TANR).

Кен Тайлер — великий мастер печатной графики.

Да. Я делал серию бассейнов на бумаге вместе с ним, все оттиски в ней были самостоятельными произведениями. Я делал еще много эстампов, а затем был большой перерыв. А потом я начал рисовать на iPad и просто посылал эти рисунки друзьям. В итоге мы напечатали какие-то из них. 

Когда я перешел на iPad, я понял, что это новая художественная техника. Вы рисуете на стекле со светящимся фоном. Я был одним из первых, у кого появился iPad; мне его подарили, когда я жил в Калифорнии. Я экспериментировал с ним полгода, стал продвинутым пользователем, испробовал все кисточки. В 2011 году я создал большой цикл «Приход весны» на iPad. Начал с тающего снега и дошел до периода, когда все цветет, это заняло четыре месяца. Я сделал около 90 работ, в конце концов мы выбрали 50, напечатали их, и они были показаны на моей выставке «Большущая картина» в Королевской академии в Лондоне в 2012 году. 

Поверхность iPad близка к офортной пластине или к литографическому камню?

Не совсем, потому что вы рисуете в цвете. И в цвете предустановленном. И затем распечатываете. Меня всегда интересовала печать. Я рисовал на компьютере и раньше, но все это не доходило до законченной работы, потому что не очень-то хорошо для рисовальщика, когда ты рисуешь линию, а она появляется не сразу, все время запаздывает. Но на современных планшетах все по-настоящему отрегулировано — линия появляется именно тогда, когда вы ее проводите. Я собираюсь продолжать свою серию. В марте хочу поехать в Нормандию и написать «Приход весны в Нормандию». 

Он будет отличаться от ваших прежних «Приходов весны»?

Да. Там будет больше цветения — яблочного, и вишневого, и грушевого. Я был в Нормандии и видел гобелен из Байё (памятник средневекового искусства, конца XI века, представляющий собой вышивку по льняному полотну шириной около 0,5 м и длиной почти 70 м; изображает сцены норманнского завоевания Англии и битвы при Гастингсе. — TANR). Думаю, сделаю свою картину как гобелен, начиная с деревьев зимой. Это великая работа, чудесная работа.

Расскажите о выставке «Хокни — ван Гог», которая открывается в марте в Музее ван Гога в Амстердаме.

Думаю, между мной и ван Гогом не может быть особенной конкуренции. Ван Гог — великий-великий живописец. Он мог видеть очень-очень ясно. Я предполагаю, что я могу видеть достаточно ясно, но не так, как ван Гог. Он восхитительный художник. Я только что прочитал его биографию. Она очень хорошая, но в ней упущено кое-что важное… В ней написано о том, какой он был несчастный. Но, когда он рисовал, он не был несчастным! Он любил писать картины. У него были свои идеи относительно цвета и пространства. Да, я согласился на эту выставку. Может быть, будет хорошо, я не знаю. 

Материалы по теме
Просмотры: 8568
Популярные материалы
1
Музей городской скульптуры Петербурга выселяют из Лавры
Музей, хранящий мемориальное искусство XVIII — начала ХХ века, вынужден освободить часть Благовещенской усыпальницы Александро-Невской лавры.
15 января 2021
2
Самые ожидаемые выставки 2021 года в мире
Среди самых интересных выставок наступившего года — блокбастеры Вермеера и Боттичелли, а также большие ретроспективы Джаспера Джонса и Яёи Кусамы.
13 января 2021
3
Власти продлили карантин в музеях Москвы
Московские музеи не откроются 16 января, как планировалось ранее.
14 января 2021
4
Брутальную «Аленушку» выставили на торги
Героиня сотен мемов может уйти в частную коллекцию при стартовой цене в миллион.
15 января 2021
5
Елисейские Поля станут садом
Реконструкция стоимостью €250 млн начнется после летних Олимпийских игр 2024 года и вернет улице ее былое великолепие.
14 января 2021
6
В темпе «медленно, но крайне живо»
Даниэль Арасс вгляделся в шесть знаменитых картин и рассмотрел в них то, чего не видели другие — включая, возможно, самих художников.
15 января 2021
7
Кейт Бланшетт строит в своем поместье галерею
Для этого придется снести старые постройки, но для живущих в них охраняемых видов летучих мышей оборудуют новый дом.
15 января 2021
8
Спектакль «Семь дней в совриске» стоит выеденного банана
Такое событие, как новый спектакль «7 дней в совриске» в Театре наций, мы не могли пропустить — хотя бы потому, что в этой сатире на современное русское искусство звучит и название нашей газеты. Главный редактор Милена Орлова делится впечатлениями.
18 января 2021
9
В Дели за £2 млрд перестроят парламентский комплекс
Верховный суд Индии одобрил реконструкцию парламентского комплекса Централ-Виста, которая должна окончательно порвать с колониальным прошлым.
13 января 2021
10
Неизданная обложка комикса о Тинтине продана за рекордные €3,2 млн
Организация, управляющая наследием Эрже, раскритиковала продажу рисунка с Тинтином для обложки альбома «Голубой лотос» 1936 года.
18 января 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru