The Art Newspaper Russia
Поиск

Дэвид Хокни: «Между мной и ван Гогом не может быть особенной конкуренции»

1 марта в Музее ван Гога в Амстердаме открывается выставка «Хокни — ван Гог. Радость природы». По этому поводу самый дорогой в мире здравствующий художник, 81-летний Хокни рассказал, как создавал свои картины и о преимуществах живописи на iPad

Ваша картина «Портрет художника» («Бассейн с двумя фигурами») недавно была продана за рекордную цену. Меня интересует необычность картины.

Я хотел показать работу на выставке в Нью-Йорке. Начал писать ее по двум фотографиям, но через некоторое время подумал, что угол между двумя фигурами неправильный, потому что человек у бассейна на самом деле не мог видеть пловца. Я узнал, где была сделана фотография. Оказалось, что это на юге Франции. Поехал туда и сделал несколько рисунков, а затем вернулся в Лондон и рисовал около трех недель, работал по 12 часов в день.

Это трехметровая картина, и нужны сверхусилия, чтобы закончить ее за три недели!

Да, так и было. «Мистер и миссис Оззи Кларк» («Мистер и миссис Кларк и Перси», 1970–1971. — TANR) заняли шесть месяцев.

А чем вас так привлекают бассейны? Вы прямо-таки бросаете вызов способам изображения воды.

Меня всегда интересовала вода, стекло. Помню стихи Джорджа Герберта (поэт-метафизик XVII века. — TANR): 
A man that looks on glass,
On it may stay his eye;
Or it he pleaseth, through it pass,
And then the heav’n espy.
Человек, смотрящий на стекло,
Глазами упирается в него;
Но если он проникнет сквозь преграду,
То взгляд небес получит он в награду.
В Калифорнии я понял, что бассейны чем-то похожи на то, что описано в этом стихотворении. Можно смотреть на поверхность воды, а можно — сквозь нее. Но как изобразить воду, чтобы это не выглядело как фотография, как замороженный момент? Мои танцующие линии не кажутся замороженными. Я сделал только дюжину бассейнов, я не делал их много. Множество людей имеют столько же детей — но я детей не делал, я всегда интересовался другими вещами.

Говорят, что своими изображениями бассейнов вы критикуете абстрактное искусство. Думали ли вы, что это может быть так прочитано?

Абстракция была необходима Европе и Америке, и в 1950–1960-х годах в этой области были сделаны великие заявления. Я думаю, что этих заявлений было много, слишком много. Я тоже был под влиянием идей абстракционизма о том, что натурализм — это нехорошо. Но я и сейчас продолжаю быть очарованным натурализмом.

Недавно в Королевской академии художеств в Лондоне вам вручили награду за достижения в области печатной графики. Насколько графика важна для вашей практики?

Первые вещи, которые я сделал в печатной технике, были литографиями в Брэдфордской школе искусств. Я просто напечатал пять или шесть. Позже в Королевском колледже искусств я выбрал отделение гравюры, потому что у меня было мало денег. На отделении живописи давали всего три картона, а на отделении гравюры выдавали много пластин, поэтому я мог продолжать работать. Я сделал несколько офортов, и в 1961 году удалось продать один из них. На эти деньги я поехал в Нью-Йорк.

И Нью-Йорк вас вдохновил на новую серию офортов?

Да. Я жил в районе Бауэри. Там обитали бездомные, которых в Лондоне тогда не было, и мне показалось, что Нью-Йорк больше похож на Лондон времен Уильяма Хогарта. Поэтому я задумал свою версию его серии «Похождения повесы», сделал несколько работ. Затем Королевский колледж предложил мне расширить серию. В результате у меня получилось 16 работ, что в два раза больше, чем у Хогарта, и я продал полное издание (комплект) за £5 тыс. На эти деньги я поехал в Калифорнию, жил там полгода и сделал еще больше картин. Так что только тиражная графика и помогала мне долгое время. А затем я сделал еще несколько серий в Калифорнии, с Кеном Тайлером (основатель печатной мастерской и издательства в Лос-Анджелесе. — TANR).

Кен Тайлер — великий мастер печатной графики.

Да. Я делал серию бассейнов на бумаге вместе с ним, все оттиски в ней были самостоятельными произведениями. Я делал еще много эстампов, а затем был большой перерыв. А потом я начал рисовать на iPad и просто посылал эти рисунки друзьям. В итоге мы напечатали какие-то из них. 

Когда я перешел на iPad, я понял, что это новая художественная техника. Вы рисуете на стекле со светящимся фоном. Я был одним из первых, у кого появился iPad; мне его подарили, когда я жил в Калифорнии. Я экспериментировал с ним полгода, стал продвинутым пользователем, испробовал все кисточки. В 2011 году я создал большой цикл «Приход весны» на iPad. Начал с тающего снега и дошел до периода, когда все цветет, это заняло четыре месяца. Я сделал около 90 работ, в конце концов мы выбрали 50, напечатали их, и они были показаны на моей выставке «Большущая картина» в Королевской академии в Лондоне в 2012 году. 

Поверхность iPad близка к офортной пластине или к литографическому камню?

Не совсем, потому что вы рисуете в цвете. И в цвете предустановленном. И затем распечатываете. Меня всегда интересовала печать. Я рисовал на компьютере и раньше, но все это не доходило до законченной работы, потому что не очень-то хорошо для рисовальщика, когда ты рисуешь линию, а она появляется не сразу, все время запаздывает. Но на современных планшетах все по-настоящему отрегулировано — линия появляется именно тогда, когда вы ее проводите. Я собираюсь продолжать свою серию. В марте хочу поехать в Нормандию и написать «Приход весны в Нормандию». 

Он будет отличаться от ваших прежних «Приходов весны»?

Да. Там будет больше цветения — яблочного, и вишневого, и грушевого. Я был в Нормандии и видел гобелен из Байё (памятник средневекового искусства, конца XI века, представляющий собой вышивку по льняному полотну шириной около 0,5 м и длиной почти 70 м; изображает сцены норманнского завоевания Англии и битвы при Гастингсе. — TANR). Думаю, сделаю свою картину как гобелен, начиная с деревьев зимой. Это великая работа, чудесная работа.

Расскажите о выставке «Хокни — ван Гог», которая открывается в марте в Музее ван Гога в Амстердаме.

Думаю, между мной и ван Гогом не может быть особенной конкуренции. Ван Гог — великий-великий живописец. Он мог видеть очень-очень ясно. Я предполагаю, что я могу видеть достаточно ясно, но не так, как ван Гог. Он восхитительный художник. Я только что прочитал его биографию. Она очень хорошая, но в ней упущено кое-что важное… В ней написано о том, какой он был несчастный. Но, когда он рисовал, он не был несчастным! Он любил писать картины. У него были свои идеи относительно цвета и пространства. Да, я согласился на эту выставку. Может быть, будет хорошо, я не знаю. 

Материалы по теме
Просмотры: 7414
Популярные материалы
1
Суд признал право Баттервика на мнение о русском авангарде
Итальянский суд оправдал обвиняемого в клевете лондонского арт-дилера и галериста Джеймса Баттервика, усомнившегося в подлинности работ русского авангарда на выставке в Мантуе.
11 февраля 2020
2
Сердца современных художников: символы любви от Фриды до Бэнкси
Из неона, стали, пластика и звуков — смотрите нашу подборку сердец от звезд современного искусства ко Дню святого Валентина.
14 февраля 2020
3
В Музее русского импрессионизма собрали ретроспективу Юрия Анненкова
Выставка «Революция за дверью» не претендует на исчерпывающую полноту, но получилась весьма репрезентативной: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника.
13 февраля 2020
4
Русский музей поделился планами на 2020 год
125-летие Государственного Русского музея отметят завершением реставрации Михайловского замка и огромной выставкой даров, которая займет все дворцы музейного комплекса
12 февраля 2020
5
«Охотник» Адриана Гение остался в Эрмитаже
Картины румынского художника на недавних аукционах продавались за миллионные суммы, многократно превышающие эстимейт
10 февраля 2020
6
Три века фарфора представлены в Эрмитаже
На выставке, посвященной 275-летию основания Императорского фарфорового завода, полтысячи уникальных предметов систематизированы по стилям.
11 февраля 2020
7
Античную скульптуру освободят из княжеской темницы
Итоги 40-летней борьбы между итальянскими властями и семьей Торлония подведет крупная выставка в 2020 году.
12 февраля 2020
8
Куратор Кейт Бейли: «Важно, чтобы музейный предмет всегда оставался звездой»
Автор знаменитого проекта об истории оперы рассказала нам про будущие «подмостки» в Москве и особенности работы Музея Виктории и Альберта в сегодняшнем мире.
12 февраля 2020
9
Музейщики обеспокоены проблемой сохранения и реставрации картинных рам
В идеале всем картинным рамам следовало бы придать статус экспонатов и внести их в государственный каталог.
14 февраля 2020
10
В Русском музее вслушиваются в эхо ленинградского экспрессионизма
На выставке представлено более 200 работ 60 художников из петербургских музеев и частных собраний.
11 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru