The Art Newspaper Russia
Поиск

С европейским акцентом: открылась ярмарка viennacontemporary

Венская ярмарка меняет арт-директора, но не концепцию: она по-прежнему стремится стать местом встречи галеристов и коллекционеров со всей Европы

Ярмарка viennacontemporary, с 2012 года принадлежащая российскому бизнесмену Дмитрию Аксенову, в своем роде миниатюрная модель идеального евросообщества. Под одной крышей здесь собрано искусство от Британских островов до Урала, все цены — в одной валюте, и никаких межнациональных конфликтов! (Больше всего галерей — из Австрии, Германии и восточноевропейских стран.) На ярмарке нет явного центра и очевидной иерархии. Интересные находки прячутся в самых неожиданных местах, углах и закоулках. Публика едва замечает выцветшие снимки чешского фотографа, безумца и маргинала Мирослава Тихого (€1,5 тыс.), тайком снимавшего обнаженных женщин в банях, ведь рядом, на стенде той же галереи Konzett, висят работы венского акциониста Отто Мюля, фигуры для австрийцев куда более важной. Коллажи японского живого классика Кейичи Танаами (€9,4 тыс.), привезенные дрезденской Gebrüder Lehmann, тоже пока не проданы.

«Наша мечта — сделать Вену заметной на мировой карте современной культуры, создать своего рода культурный Давос, ядром которого станет viennacontemporary. Давос имеет большое значение для политики и бизнеса, а Вену мы хотим сделать важной точкой для культурной сферы и тех изменений в ней, с которыми сталкивается общество», — признался Аксенов на пресс-конференции в день открытия. Сейчас на пороге изменений стоит и сама ярмарка. О своем уходе объявила ее бессменный арт-директор Кристина Штейнбрехер-Пфандт. Она покидает свой пост по семейным обстоятельствам, и это решение, похоже, далось ей нелегко: объявляя о нем журналистам, она даже прослезилась. Имя преемника Кристины организаторы пока не называют.

На открытии viennacontemporary один из посетителей, бродя по залам, периодически ронял на пол купюры в €100 и €500, а на попытки окружающих вернуть ему утерянное отвечал отказом, объясняя, что проводит художественную акцию. Гости вернисажа деньги подбирали неохотно: чуяли в аттракционе неслыханной щедрости какой-то подвох, хотя на вид купюры были неотличимы от настоящих. За легкими деньгами не гонятся и галеристы — цены на большинство работ не превышают €100 тыс. Пойти против течения рискнула лишь крупная международная галерея Thaddaeus Ropac. На ее стенде представлена, вероятно, самая дорогая работа ярмарки — гигантский рисунок Роберта Лонго «Без названия» («Роза, 22 ноября 2017 года»), сделанный углем на красной бумаге. За него просят $600 тыс. Абстрактное полотно Георга Базелица 1993 года, не очень характерное для художника, можно купить там же за €450 тыс. Обе работы выдержаны в красно-бордовой гамме, как и все остальные произведения разных авторов, собранные на стенде. Этюд в багровых тонах, да и только.

Более сдержанно выглядит экспозиция другого тяжеловеса рынка — зальцбургской галереи Mario Mauroner. В центре внимания здесь — объект Ребекки Хорн «Бабочка и вулканический камень» (2013). Время от времени механическая бабочка начинает махать крылышками. Предугадать, когда именно это произойдет, невозможно, поэтому зрители надолго замирают перед работой в ожидании «чуда». Желающих поселить насекомое у себя дома, однако, пока не нашлось. Цена вопроса — €182 тыс. На том же стенде выставлена остроумная серия из четырех шелкографий Вадима Захарова «Сто диктаторов на одной странице». Сто фотографий Гитлера художник напечатал на золотом фоне, нанося одну поверх другой. В итоге получилось облако непроницаемой тьмы, из которого торчит множество рук, вытянутых в нацистском приветствии. Аналогичную операцию пережили Сталин и Мао Цзэдун. Четвертый лист многозначительно оставлен пустым. Цена каждой работы — €8,4 тыс.

Из других российских художников, сумевших добиться признания на Западе, на ярмарке представлена Ольга Чернышева. Берлинская галерея Diehl продает ее живопись (€35 тыс. за новую серию из шести картин «Москва-река»), фотографии и видео. На стенде еще одной берлинской галереи, KOW, в глаза бросается текстильный коллаж группы «Что делать?» с портретом Ленина и странным призывом “Fly like a butterfly, sting like a bee”. За экспортную версию нашего левого искусства просят €8 тыс. — вполне демократично, особенно по сравнению с висящей рядом текстильной работой обладателя «Золотого льва» Венецианской биеннале 2017 года Франца Эрхарда Вальтера, которую оценили в €180 тыс.

Российские галереи на ярмарке тоже есть, хотя их и не так много, как в былые годы. Самый большой стенд и набор имен у pop/off/art. За большое полотно Виталия Пушницкого из серии «Студия. Ожидание» галерист Сергей Попов просит €38 тыс., за небольшую скульптуру Игоря Шелковского — €12 тыс. Картина живущего в Австрии скульптора Вадима Космачева, чья выставка прошла недавно в Третьяковской галерее, обойдется в €24 тыс. Также на стенде представлены работы Ивана Новикова, Владимира Потапова, Альберта Солдатова, Натальи Тарр, Ольги и Олега Татаринцевых. Галерея «Овчаренко» предлагает новые работы Сергея Браткова (фото, напечатанное на самоклеящейся пленке, дополненное торчащей из стены неоновой трубкой) по €10 тыс., рисунки Павла Пепперштейна — по €7 тыс. Петербургская Anna Nova показывает инсталляцию из полупрозрачного пластика «Панспермия» давно живущего в Германии художника, известного под псевдонимом Aljoscha (€36 тыс.). Специально для ярмарки он создал новую версию работы высотой около 10 м. «Можно было сделать ее еще больше, но было слишком много ограничений: нельзя выходить за пределы стенда и так далее», — сокрушался художник. Екатеринбургская галерея UVG показывает работы Ольги Тобрелутс, созданные в технике лентикулярной печати — изображение меняется, когда зритель меняет точку зрения. Принцип тот же, что у старых советских «волшебных» открыток, но технология стала более совершенной. Все работы выпущены тиражом пять штук, цена — €5–6 тыс. Аksenov Family Foundation предлагает работы выпускников ИПСИ этого года, отобранные куратором Стасом Шурипой, и графику нобелевского лауреата, сэра Константина Новоселова (каллиграфические экзерсисы живущего в Британии ученого идут по €4 тыс.). На том же стенде — премьера нового видео Виктора Алимпиева «Злая земля», съемки которого проходили этой весной на глазах у изумленной публики на Новой сцене Театра наций (цена €20 тыс. при тираже пять экземпляров). При этом потенциальных покупателей отправляют в представляющую художника галерею Ovcharenko.

Бойчее всего в день открытия шла торговля у галереи «Пальто», которая, как известно, целиком помещается на подкладке пальто своего владельца Александра Петрелли. Бродячий галерист-перформансист в день открытия несколько раз менял экспозицию — чередовал графику австрийской группы Gelatin (€2 тыс.), посвященную человеческим экскрементам, с работами Анны Ермолаевой из серии «Очки» (€300). Далее на очереди — экспозиции Дмитрия Булныгина, группы «ЕлиКука» и Алины Глазун. Привлекают ли западных покупателей доступные цены или просто российское искусство лучше продается из-под полы? Впрочем, этот вопрос, пожалуй, лучше оставить без ответа.

viennacontemporary
До 30 сентября

Материалы по теме
Просмотры: 2739
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
3
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
4
Живые картины из всемирной изоляции
Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова о повальном увлечении, благодаря которому тысячи людей, сами того не подозревая, встают в один ряд со звездами современного искусства.
06 апреля 2020
5
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
6
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
7
Минкультуры РФ внесло проект постановления о помощи музеям
Государственные и частные музеи и галереи России просят о помощи: снижении плановых показателей и освобождении от налогов.
06 апреля 2020
8
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
9
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
10
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru