18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русские в Вене: стартовала ярмарка viennacontemporary

В этом году молодая венская ярмарка второй раз открылась на площадке Marx Halle — в реконструированном промышленном комплексе XIX века на востоке Вены.

Утром в среду на стенды 112 галерей из 28 стран пожаловали первые посетители, в основном журналисты, пришедшие на пресс-конференцию. Кое-где в срочном порядке монтировали сложные инсталляции перед вечерним вернисажем, но подавляющее большинство работ уже висело на своих местах. Председатель совета директоров ярмарки Дмитрий Аксенов, превративший ее в ту viennacontemporary, которую мы видим, рассказал, что предполагает в ближайшие пять лет войти со своим детищем в десятку лучших ярмарок мира. Секрет успеха он описал посредством анекдота: «Надо работать. У меня есть бизнес в России, молочное производство. Меня спрашивают, как сделать так, чтобы коровы меньше ели, но при этом давали больше молока. Ответ прост — надо их меньше кормить и больше доить».

Организаторы ярмарки не делают упора на российский арт-рынок, а скорее, стремятся поддерживать восточноевропейские галереи в целом. Соотношение на нынешней VC примерно такое: треть — восточноевропейские галереи, треть — местные австрийские и треть — весь остальной мир, включая, например, Тайвань и Южную Корею. Однако российский акцент ярмарки все же ощущается: повсюду слышна русская речь, в ВИП-службе есть русскоговорящие сотрудники и гиды.

Среди участников ярмарки — пять российских галерей: «Риджина», Triangle и галерея «21» из Москвы, Галерея Марины Гисич и галерея Iragui из Санкт-Петербурга. Другие отечественные участники — коллектив Sparta Curators Collective Лизы Савиной и совместный проект художника Сергея Кищенко и группы Resanita «Журнал наблюдений». Также большой стенд в зоне институций представил Музей современного искусства «Гараж».

Венская ярмарка предлагает искусство самых разных ценовых категорий, но в целом верхняя планка колеблется в районе нескольких десятков тысяч евро: есть работы и гораздо дороже, есть и сильно дешевле, однако сверхдорогое искусство здесь непопулярно. Огромное живописное панно канадского художника Дмитрия Грецкого на стенде галереи Гисич обойдется в €40 тыс. Там же можно приобрести фотографии Тимофея Парщикова и видеобоксы Марины Алексеевой. Самая дорогая работа на стенде галереи «Риджина» — гуашь берлинского художника Ральфа Цирфогеля стоимостью €33 тыс. «Риджина» привезла выставку, которая, по замыслу ее директора Михаила Овчаренко, должна создавать другой, непривычный образ российского искусства. С работами Цирфогеля соседствуют картины Виктора Алимпиева, Павла Пепперштейна, Марии Серебряковой, редкие коллажи Ивана Чуйкова. Галерея «21» в этом году начала сотрудничать с Сергеем Шутовым и предлагает его работы 1990-х годов. «Мальчик с водой», узнаваемая картина ярких цветов с аппликацией из разноцветного меха и блесток, обойдется в €15 тыс., а небольшие работы с изображениями планет можно приобрести по €5 тыс. Галерея Triangle выставила на стенде видео Саши Пироговой «Библимлен» и Agon, а также предлагает холсты московского уличного художника Кирилла Кто (от €2 тыс. за небольшую работу до €11 тыс. за крупные полотна).

Лиза Савина привезла работы Пахома, Георгия Литичевского, Гоши Острецова и других авторов прямиком из «Русского дома» в Берлине, где делала выставку актуальной графики из России. В будущем, по словам основательницы Sparta Curators Collective, она планирует развивать проект выставок современного искусства в «Русских домах» по всему миру, многие из которых нуждаются в обновлении культурной программы.

По словам Дмитрия Аксенова, потенциал российского рынка пока не позволяет устроить достойную ярмарку в России, хотя многие в этом году сравнивали viennacontemporary и Cosmoscow. Можно говорить о том, что в Вене второй год подряд проходит смотр достойных отечественных галерей, которые хотят работать с международной аудиторией. Сумму аренды стендов участники предпочитают не разглашать, но утверждают, что цена вдвое меньше, чем на крупных ярмарках уровня Frieze. Помимо прочего, viennacontemporary уже успела завоевать признание как одна из самых гостеприимных европейских ярмарок: всем ВИП-гостям предоставляются услуги гидов, бесплатный вход в крупнейшие городские музеи и встречи с художниками, музейщиками и кураторами. Каждый день отмечен проведением круглых столов и лекций о современном искусстве и будущем индустрии. Ярмарка продлится до воскресенья.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+