The Art Newspaper Russia
Поиск

Фестивалям — нет?

Директор «Гаража» Антон Белов размышляет о законодательной угрозе кинофестивалям в своей колонке для The Art Newspaper Russia

Москву можно назвать городом фестивалей. К Московскому международному кинофестивалю, Международному конкурсу имени П.И.Чайковского, ярмаркам меда и «Пикнику „Афиши“» добавилось колоссальное количество событий. Региональная фестивальная жизнь не столь интенсивна, но каждое регулярное крупное событие — от рейва Alfa Future People в Нижегородской области до всеми любимого «Архстояния» в Калужской — поднимает уровень культуры в регионе и степень удовлетворенности от проживания в нем.

Особую гордость городов составляют кинофестивали (которые по своей программе нередко не уступают ММКФ), такие как «Меридианы Тихого» во Владивостоке, «Дух огня» в Ханты-Мансийске или «Зеркало» в Иванове. Количество же небольших, но значимых для своей аудитории кинофестивалей — ретроспектив и показов национального кино, организованных посольствами и культурными центрами, в Москве уже невозможно подсчитать.

И после триумфа чемпионата мира (тоже, кстати, фестиваль — спорта) появляются поправки к закону «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», которые выкашивают практически всю кинофестивальную деятельность на корню. С ноября публичный показ любого фильма в России — даже однократный — потребует получения прокатного удостоверения, оформление которого занимает время и стоит денег. Фестивальная деятельность также регламентируется: фестиваль не может длиться больше десяти дней, у него должен быть конкурс, но самое главное — каждое событие должно получить аккредитацию в Министерстве культуры и быть включено в специальный реестр.

На деятельности крупнейших кинопрокатчиков эти поправки, как мне видится, не скажутся: редкое артхаусное, неигровое, экспериментальное кино до российского массового проката просто не доходит. Оно встречается со зрителем как раз таки на многочисленных камерных фестивалях, у которых есть своя преданная публика.

Программы показов в музеях и художественных центрах тоже находятся под угрозой. Непонятно, как в этих условиях будут существовать регулярные киносеансы в Третьяковской галерее (куратор Максим Павлов), в «Гараже» (куратор Евгений Гусятинский), в ГЭС-2 (куратор Кирилл Адибеков); что ждет, например, The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL — тоже неясно.

Крайне удручает, что эти поправки не прошли профессиональную экспертизу. По замечанию продюсера Александра Роднянского, процесс получения прокатного удостоверения может стать «инструментом, позволяющим надзорным органам существенно затруднить прокат того или иного фильма». По сути же это завуалированная цензура (мы все чаще узнаем, что какой-то фильм не смог выйти в прокат), хотя я не исключаю, что авторы поправок и не предполагали такого эффекта.

Я солидарен с коллегами, занимающимися кино, в том, что эти поправки нуждаются в доработке или в полной отмене. Только так удастся спасти целый культурный пласт, который может повлиять на становление и развитие — ни много ни мало — новых Эйзенштейнов, Тарковских и Звягинцевых. Но успеем ли мы спасти те несколько сотен кинофестивалей по всей России, которые осенью станут вне закона, или дождемся их вымирания, чтобы потом, заламывая руки, взывать, что «культура гибнет»? 

Материалы по теме
Просмотры: 1492
Популярные материалы
1
Современное искусство на Sotheby’s: политики много не бывает
Лондонские аукционы определяют зону актуального: и искусства, которое они продают, и социально-политических проблем, вызывающих к жизни такое искусство. О последних торгах Sotheby’s рассказывает Ильдар Галеев.
07 октября 2019
2
Третьяковка представляет всего Василия Поленова
Выставка претендует на такой же статус и размах, как и предыдущий блокбастер в Третьяковской галерее — ретроспектива Ильи Репина, соученика Василия Поленова по Академии художеств.
08 октября 2019
3
Аукционы Christie’s: старомодный модернизм ХХ века против современных хедлайнеров
О последних аукционах искусства ХХ века и современного искусства Christie’s в Лондоне рассказывает Ильдар Галеев.
09 октября 2019
4
Иконы и судьбы
В Музее русской иконы 12 октября открывается первая выставка после гибели его основателя Михаила Абрамова, в память о нем. Размышляем, как удары судьбы влияют на частные коллекции икон в России.
11 октября 2019
5
Испанский импрессионизм приехал на гастроли в Россию
На выставке «Импрессионизм и испанское искусство» в Музее русского импрессионизма представлены произведения из 13 музеев и частных коллекций Испании.
10 октября 2019
6
Полное собрание гравюр Брейгеля впервые выставят на публике в Брюсселе
К 450-летней годовщине со дня смерти Питера Брейгеля Старшего Королевская библиотека Бельгии открывает свои фонды.
09 октября 2019
7
Выставка «Дали и Магритт. Две иконы сюрреализма в диалоге» пройдет в Брюсселе
В Королевские музеи изящных искусств привезут более 80 произведений из 40 мировых собраний.
07 октября 2019
8
Искусство проверят по пятому пункту
В Монако 14 октября будет представлен годовой отчет компании Deloitte, посвященный обороту искусства в мире и коллекционированию. Одной из его тем стало влияние на арт-рынок Пятой директивы Евросоюза по борьбе с отмыванием денег.
08 октября 2019
9
Депозитарий для 27 музеев в Новой Москве построит бюро IQ
Фондохранилище, где разместятся запасники Третьяковки, Исторического и еще 25 музеев, возведут в Сосенском.
09 октября 2019
10
Филип Колберт приехал в Москву со своими лобстерами
На выставку в МАММ привезли почти 30 произведений из британских музеев и частных собраний. Несколько работ с альтер эго художника, лобстером, были созданы специально для московского проекта.
08 октября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru