The Art Newspaper Russia
Поиск

Музеи в сетях новой медиареальности

Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов рассуждает о том, как активные музеи должны позиционировать себя в соцсетях

Антон Белов. Фото: МСИ «Гараж»

Антон Белов. Фото: МСИ «Гараж»

Интернет и социальные сети навсегда изменили коммуникацию — между людьми, между производителями товаров и потребителями и между институциями. К примеру, пресс-службам крупных музеев сегодня нет необходимости лоббировать выход светской хроники в каком-нибудь журнале, достаточно сделать аннотированный альбом в Facebook. Каждый активный музей (и его топ-менеджмент) производит медиа­контент и инфоповоды со скоростью вагон в час — и этого объема достаточно, чтобы получить доступ к сердцам и умам тысяч людей. Но каждый подходит к возможностям, данным Интернетом, по-разному.

В конце прошлого года директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова атаковала своих подписчиков в Instagram серией постов, рекламирующих домен первого уровня .art. На момент написания этой заметки в ее аккаунте осталось только одно видео, в комментариях к которому размещен промокод на скидку на регистрацию домена в зоне .art у одного из провайдеров. На мой взгляд, появление этого домена не более чем устаревшая тенденция на «красивые» имена: сегодня любой браузер может на лету подставить необходимый адрес, а переход по ссылкам из статьи или Facebook избавляет от необходимости пользоваться клавиатурой, и название сайта уже не имеет никакого значения.

Директор Пушкинского музея Марина Лошак, наоборот, стремится к большей приватности. В недавнем интервью она сказала: «Я боюсь, что нас, директоров музеев, слишком много, и стараюсь сохранять уровень своего присутствия в медиа в той дозе, чтобы аудитория понимала, что происходит в музее. Борюсь с пиар-службой, прошу, чтобы меня поменьше использовали во всех событиях… Мы ищем более сложные и опосредованные решения и надеемся, что они станут приносить больше результатов». Такое желание директора повышать «медийность» сотрудников и проектов музея импонирует. Благодаря радикальной позиции Марины Девовны эс­эмэмщики Пушкинского работают на славу. Из последнего — рисунок Матвея Доброва из коллекции музея, опубликованный в Instagram с подписью: «Сегодня День сурка, но сурка у нас нет, поэтому вот упитанный барсук». И сразу же 2 тыс. лайков!

Другая тенденция последних месяцев — увлечение Telegram-каналами. Охват тем (от развлекательных до инсайдерских), глубина анализа, скорость реакции на события и, главное, возможность анонимных публикаций делают эти каналы уверенными конкурентами как печатных и электронных СМИ, так и телевидения. Согласитесь, что частные расследования, слухи и эмоциональные заявления гораздо ближе к настоящей жизни, чем отлакированная реальность, которую предлагают традиционные СМИ, как, например, и TANR. Среди множества существующих каналов я бы отметил общеполитический «Сталингулаг» (@stalin_gulag) и профильные «Музейный сноб» (@museumsnob) и приписываемый мне «Президент совриска» (@prezidentsovriska).

Отдельно хочется отметить промовидео, которыми увлеклись наши музеи. Без ложной скромности я первым упомяну «Гараж», который подготовил к Триеннале российского современного искусства видео с Федором Конюховым. Заметная работа — рекламные ролики Третьяковки, в частности видео к выставке «Некто 1917» с авангардистской коровой. Но самым смелым опять оказался Пушкинский музей, который разрешил изданию «РБК Стиль» снять новогодний ролик в интерьерах главного здания с участием комика Александра Гудкова в образе музейной смотрительницы. 

Новая медиареальность диктует новые условия. Нельзя рассматривать Интернет и соцсети как вторичный инструмент маркетинга. Сегодня уникальные медиапродукты для зрителей важны так же, как непосредственное посещение музея. 

Материалы по теме
Просмотры: 4934
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Башне с Уралмаша наконец повезло
Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма.
17 сентября 2020
5
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
6
Влюбленный в 1990-е: в МАММ проходит выставка Игоря Мухина
Среди музейной публики много молодежи, «миллениалов». Выставка «Наши 1990-е. Время перемен» будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнящих 1990-е, она станет поводом к ностальгии.
17 сентября 2020
7
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
8
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
9
Труды и дни неизвестного гения
Вышли в свет первые два тома дневниковых записей художника Вильгельма Шенрока. В общей сложности таких томов ожидается десять.
18 сентября 2020
10
Audi как патрон современного искусства
Третий год подряд Audi Россия принимала участие в Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow и впервые провела конкурс для художников Audi Born-Digital Award. Поддержка культурных инициатив составляет суть стратегии Audi Art Experience.
23 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru