The Art Newspaper Russia
Поиск

Музеи в сетях новой медиареальности

Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов рассуждает о том, как активные музеи должны позиционировать себя в соцсетях

Антон Белов. Фото: МСИ «Гараж»

Антон Белов. Фото: МСИ «Гараж»

Интернет и социальные сети навсегда изменили коммуникацию — между людьми, между производителями товаров и потребителями и между институциями. К примеру, пресс-службам крупных музеев сегодня нет необходимости лоббировать выход светской хроники в каком-нибудь журнале, достаточно сделать аннотированный альбом в Facebook. Каждый активный музей (и его топ-менеджмент) производит медиа­контент и инфоповоды со скоростью вагон в час — и этого объема достаточно, чтобы получить доступ к сердцам и умам тысяч людей. Но каждый подходит к возможностям, данным Интернетом, по-разному.

В конце прошлого года директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова атаковала своих подписчиков в Instagram серией постов, рекламирующих домен первого уровня .art. На момент написания этой заметки в ее аккаунте осталось только одно видео, в комментариях к которому размещен промокод на скидку на регистрацию домена в зоне .art у одного из провайдеров. На мой взгляд, появление этого домена не более чем устаревшая тенденция на «красивые» имена: сегодня любой браузер может на лету подставить необходимый адрес, а переход по ссылкам из статьи или Facebook избавляет от необходимости пользоваться клавиатурой, и название сайта уже не имеет никакого значения.

Директор Пушкинского музея Марина Лошак, наоборот, стремится к большей приватности. В недавнем интервью она сказала: «Я боюсь, что нас, директоров музеев, слишком много, и стараюсь сохранять уровень своего присутствия в медиа в той дозе, чтобы аудитория понимала, что происходит в музее. Борюсь с пиар-службой, прошу, чтобы меня поменьше использовали во всех событиях… Мы ищем более сложные и опосредованные решения и надеемся, что они станут приносить больше результатов». Такое желание директора повышать «медийность» сотрудников и проектов музея импонирует. Благодаря радикальной позиции Марины Девовны эс­эмэмщики Пушкинского работают на славу. Из последнего — рисунок Матвея Доброва из коллекции музея, опубликованный в Instagram с подписью: «Сегодня День сурка, но сурка у нас нет, поэтому вот упитанный барсук». И сразу же 2 тыс. лайков!

Другая тенденция последних месяцев — увлечение Telegram-каналами. Охват тем (от развлекательных до инсайдерских), глубина анализа, скорость реакции на события и, главное, возможность анонимных публикаций делают эти каналы уверенными конкурентами как печатных и электронных СМИ, так и телевидения. Согласитесь, что частные расследования, слухи и эмоциональные заявления гораздо ближе к настоящей жизни, чем отлакированная реальность, которую предлагают традиционные СМИ, как, например, и TANR. Среди множества существующих каналов я бы отметил общеполитический «Сталингулаг» (@stalin_gulag) и профильные «Музейный сноб» (@museumsnob) и приписываемый мне «Президент совриска» (@prezidentsovriska).

Отдельно хочется отметить промовидео, которыми увлеклись наши музеи. Без ложной скромности я первым упомяну «Гараж», который подготовил к Триеннале российского современного искусства видео с Федором Конюховым. Заметная работа — рекламные ролики Третьяковки, в частности видео к выставке «Некто 1917» с авангардистской коровой. Но самым смелым опять оказался Пушкинский музей, который разрешил изданию «РБК Стиль» снять новогодний ролик в интерьерах главного здания с участием комика Александра Гудкова в образе музейной смотрительницы. 

Новая медиареальность диктует новые условия. Нельзя рассматривать Интернет и соцсети как вторичный инструмент маркетинга. Сегодня уникальные медиапродукты для зрителей важны так же, как непосредственное посещение музея. 

Материалы по теме
Просмотры: 3976
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru