The Art Newspaper Russia
Поиск

Позвать варягов

Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов рассказывает о пользе работы в России иностранных кураторов и архитекторов

Антон Белов. Фото: Международный фестиваль CONTEXT

Антон Белов. Фото: Международный фестиваль CONTEXT

Желание быть открытым миру в целом — и другому в особенности — часто ставится под сомнение теми, кто придерживается охранительных убеждений. Однако при детальном анализе этого сомнения (и полученного позитивного опыта) выясняется, что открытые системы, в первую очередь культурные институции, в перспективе становятся более успешными и в итоге более привлекательными для тех, кто пользуется результатами их деятельности.

История «призыва варягов» на нашу художественную ниву не так велика. Как правило, приглашенные кураторы делают в России самостоятельный проект. В 1995 году Дэн Камерон открыл в галерее «Риджина» выставку «О красоте», а вся история Московской биеннале современного искусства — это череда звездных имен, от Ханса Ульриха Обриста до Жан-Юбера Мартена.

Однако ни один наш государственный музей не может похвастать, что в его администрации есть западные сотрудники. Причин этому множество: и отсутствие необходимых средств, и небольшое количество организаций, которые могли бы стать достойной строчкой в резюме, и пресловутый языковой барьер. Так что пока в этой области лидируют частные институции.
Первые годы музея «Гараж» для многих покрыты тайной: тогда всей небольшой московской командой управлял многочисленный штат лондонского офиса, который возглавляла Молли Дент-Броклхерст. Крен был так велик, что в какой-то момент стало понятно, что «Гаражу» нужна новая система управления, имеющая тесные связи с российским художественным сообществом, но от помощи зарубежных профессионалов мы решили не отказываться. Так в нашем музее появились главный куратор Кейт Фаул, куратор Снежана Крыстева и старший редактор Рут Эддисон. И конечно же, нельзя не упомянуть архитекторов Шигеру Бана и Рема Колхаса, создавших для музея выставочные пространства.

Современная история фонда V-A-C начинается с легенды о том, как итальянка Тереза Мавика провела в 2009 году для Леонида Михельсона, основателя фонда, экскурсию по павильону России на Венецианской биеннале. Синьоре Мавике удалось настолько увлечь русского миллиардера актуальным искусством, что он пересмотрел свои взгляды на современность, став уделять внимание самым передовым художественным направлениям. Тереза Мавика возглавила фонд (что повлекло за собой его широкое присутствие на мировой сцене — логотип V-A-C можно найти в каталогах выставок от Венеции до Нью-Йорка) и теперь приглашает на работу global Italians — арт-директором фонда является Франческо Манакорда, ранее работавший в Тейт в Ливерпуле, а реконструкцией ГЭС-2 занимается архитектор Ренцо Пьяно.

К слову, в Италии по предложению министра культуры Дарио Франческини в 2015 году была изменена система управления региональными музеями и объявлен открытый конкурс на замещение вакантных должностей. Так новыми руководителями стали не только итальянцы, но и австрийцы, британцы, немцы, французы. Прошлый, 2017 год Италия закрыла с небывалыми показателями посещаемости музеев: в них побывало более 50 млн человек. Для меня же одним из главных результатов этой реформы стало то, что музейная развеска, не менявшаяся годами, перестала восприниматься как незыблемая данность, а выставочная политика стала куда смелее. 

Конечно, я не призываю к столь радикальному преобразованию кадровой системы российских музеев, но брать на должности кураторов, технических специалистов — вообще людей с иным опытом взаимодействия с искусством — было бы полезно. Подобная открытость позволяет получить в концентрированном виде тот опыт, который другие страны накапливали десятилетиями. 

Материалы по теме
Просмотры: 3691
Популярные материалы
1
Министром культуры РФ назначена Ольга Любимова
Ранее она возглавляла департамент кинематографии Министерства культуры
21 января 2020
2
Рекорд Мединского: главное за восемь лет
В ожидании назначения нового кабинета министров вспоминаем о главных событиях в культуре, случившихся за рекордные восемь лет пребывания Владимира Мединского на посту министра культуры РФ.
17 января 2020
3
Южнокорейский бойз-бенд BTS запустил проект со звездами современного искусства
Connect, BTS охватит пять городов на четырех континентах и представит работы 22 художников, в том числе Энтони Гормли и Томаса Сараcено.
21 января 2020
4
Ушла из жизни Наталия Шередега
Заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталия Шередега умерла 17 января 2020 года, ей было 69 лет.
20 января 2020
5
Владимир Смирнов: «Уж дарить так дарить! Что я буду мелочиться перед Третьяковской галереей»
Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина подарил Третьяковке 100 работ современных российских художников. Их можно будет увидеть на выставке в апреле. Владимир Смирнов рассказал нам историю этого дара.
20 января 2020
6
Умерла Ольга Попова
Выдающийся российский специалист по византийскому искусству скончалась в возрасте 81 года
17 января 2020
7
Галерея Heritage выпустила книгу о советском дизайне 1920–1980-х годов
Кристина Краснянская и Александр Семенов в книге Soviet Design. From Constructivism to Modernism 1920–1980 сочетают теоретические блоки с описанием конкретных практик.
17 января 2020
8
Дали без магии: король эксцентрики в Москве
В московском Манеже 28 января откроется выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», на которой творческое наследие художника будет впервые в России представлено так полно.
22 января 2020
9
Эксперты подтвердили подлинность найденной в стене картины Климта
«Женский портрет», похищенный из итальянского музея и обнаруженный спустя десятилетия в его стене, оказался настоящим.
20 января 2020
10
«Tайная вечеря» Плаутиллы Нелли навсегда поселилась в Санта-Мария Новелла
Доминиканская монахиня Нелли — одна из немногих женщин, которых Джорджо Вазари упоминает в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
17 января 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru