The Art Newspaper Russia
Поиск

Музей по запросу

Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов не беспокоится за будущее музеев в цифровую эпоху и прогнозирует создание выставок самими зрителями

Директор Музея «Гараж» Антон Белов. Фото: Музей «Гараж»

Директор Музея «Гараж» Антон Белов. Фото: Музей «Гараж»

Каким будет музей будущего? Выживет ли вообще музей как тип институции? А что станет с музеями современного искусства через 100 лет? Не превратятся ли они, пользуясь формулировкой Николая Пунина, в «музеи художественной культуры», в которых дана возможность «ознакомиться с развитием и методами художественного творчества» прошлого? Придет ли какой-нибудь новый «-изм» на смену постмодернизму, альтермодернизму (термин Николя Буррио) и другим живым и не очень феноменам культуры последних 50 лет?

Это лишь приблизительный список вопросов, которые каждый день задает себе любой директор художественного музея, чтобы программировать будущее «храма искусства», находящегося в процессе постоянных, чуть ли не революционных изменений, но тщательно защищающего свои традиции, собрания, репутацию...

Мой прогноз оптимистичен: музеи выживут, потому что возможность знакомства с подлинниками памятников культуры — одно из важнейших достижений Новейшего времени — вшита в нашу идентичность. И даже полный цифровой доступ к музейным коллекциям этого заменить не сможет (замечу, я горжусь коллегами по всему миру, кто предоставляет бесплатный доступ к своим оцифрованным собраниям).

Сколько единиц хранения в главных музеях мира? Миллионы в каждом. И собрания только растут. Но как преодолеть этот замкнутый круг «чем больше — тем лучше, чем лучше — тем богаче» (ситуация, к которой применима формулировка Рема Колхаса more is more, «больше — это больше», искаженное — с учетом наших реалий — кредо Людвига Миса ван дер Роэ)? Музеи патологически одержимы собирательством и охранительством, но часто забывают о своей просветительской функции. И любых образовательных программ, лекций к выставкам, встреч с кураторами и тому подобного вскоре будет недостаточно.
Представим себе недалекое будущее, где решены вопросы хранения, а мир стал полностью транзитным — миграционные потоки беспрепятственно омывают планету. В этом будущем такие институции, как Музей Виктории и Альберта, Метрополитен, Эрмитаж с их энциклопедическими (и циклопическими) коллекциями, становятся проводниками идентичности и персональной истории человека. Посетитель-мигрант (или посетитель-номад) может изучить коллекцию подобной мегаинституции, например, онлайн и собрать свою экспозицию, важную для него лично, — в свою очередь, музей ее воплощает, организуя, по сути, show on demand, выставку по запросу. Еще 100 лет назад о подобном мечтал Николай Пунин (позволю себе еще раз процитировать тезисы его доклада на Всероссийской музейной конференции, опубликованные в газете «Искусство коммуны» в 1919 году): «Художественные музейные коллекции — это архив, который может быть использован каждым желающим. Развески и перевески пусть, не останавливаясь, следуют друг за другом; в идеале музей должен быть весь на шарнирах; должно быть в корне пресечено стремление ко всякого рода неподвижным иконостасам».

Да, это авангардистское устремление десакрализует храм искусства, отодвигая его жрецов-кураторов на второй план. Но в то же время музеи в небольших городах уже начинают приходить к подобной практике (интересующихся отсылаю, например, к Музею ван Аббе в Эйндховене и его серии выставок Play Van Abbe), привлекая к работе местное сообщество и превращая музей в место нового опыта, центр обсуждения насущных проблем и площадку, где происходит обучение принятию других. 
Как однажды сказала во время беседы со мной Ирина Александровна Антонова, «музей начинается с момента, когда с коллекцией знакомится не только тот, кто ее приобрел, собрал или придумал, но и зритель». 

Материалы по теме
Просмотры: 3057
Популярные материалы
1
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Самым дорогим произведением классического искусства русской недели торгов в Лондоне стал «Лунный свет над Днепром» Ивана Айвазовского, а современного — «Небосвод» Эрика Булатова.
11 июня 2021
2
В Третьяковскую галерею привезли казанского Фешина
В Казани хранится самая большая коллекция работ Николая Фешина. Почти треть ее можно увидеть в Третьяковской галерее. В Москву привезли и ранние студенческие работы, и принесшие художнику успех и благосостояние портреты, и скульптуры из дерева.
15 июня 2021
3
Сущность русского исторического жанра показывают в Третьяковке
Выставка к 800-летию Александра Невского в Западном крыле Третьяковки собрала все хрестоматийные исторические картины, созданные за два века классической русской живописи.
23 июня 2021
4
Кирилл Фирсов: «Железный век в ГИМе мы воссоздали с помощью „перемещенных ценностей“ из Берлина»
В Историческом музее до 15 июля работает выставка «Железный век. Европа без границ». Куратор проекта, главный хранитель отдела археологических памятников Кирилл Фирсов рассказал нам о подробностях этого сложного проекта.
16 июня 2021
5
Красиво построено и удачно сказано
Книга Александра Степанова подсказывает читателю, как научиться получать удовольствие от домов, дворцов, башен и мостов.
11 июня 2021
6
В Самару за репинскими бурлаками, слонами модерна и русским авангардом
В ожидании открытия филиала Третьяковки в Самаре изучаем, чем привлекателен волжский город для арт-путешественников.
11 июня 2021
7
Морозовы ненадолго вернут Парижу постимпрессионистов
Исторические гастроли разделенного собрания Морозовых в Фонде Louis Vuitton в Париже начнутся в конце сентября: впервые с момента возникновения в начале ХХ века коллекция Михаила и Ивана Морозовых покинет Россию.
16 июня 2021
8
Расшифрованы сюжеты витражей собора в Кентербери
Силами двух исследовательниц изучены и расшифрованы витражные сцены исцеления прокаженного и других чудес святого Томаса Беккета.
15 июня 2021
9
«Мона Лиза Хеккинга» продана за €2,9 млн
Прежний владелец Реймонд Хеккинг называл свою «Мону Лизу» подлинником, а луврскую картину — копией.
22 июня 2021
10
В петербургском Доме радио проходит «Летняя выставка»
Проект представил мировых звезд: Билла Виолу, Мэта Коллишоу и Пипилотти Рист, — а также классиков отечественного искусства, в том числе Илью Кабакова и Эрика Булатова.
15 июня 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru