The Art Newspaper Russia
Поиск

Музей Рерихов открылся в усадьбе Лопухиных

Масштабной ретроспективой Николая Рериха Музей Востока отметил открытие нового филиала и окончание судебных тяжб с Международным центром Рерихов

Идее создания музея Николая Рериха в усадьбе Лопухиных в Малом Знаменском переулке уже без малого четверть века: соответствующее постановление правительства РФ вышло еще в 1993 году. Однако открыть его для посетителей в качестве Музея Николая и Святослава Рерихов, филиала Государственного музея искусства народов Востока, удалось только сейчас. Этому событию предшествовала многолетняя тяжба между общественной организацией «Международный центр Рерихов» (МЦР) и Музеем Востока. Точка в споре была поставлена в день открытия музея: 19 декабря Арбитражный суд города Москвы отклонил кассационную жалобу МЦР, оставив здание за Музеем Востока, — об этом на открытии рассказал генеральный директор музея Александр Седов.

За время, прошедшее с момента выселения МЦР из усадьбы Лопухиных, ее интерьеры преобразились, утратив атмосферу мистики и оккультизма. Из выставочных залов убрали все «насыщенные духовными энергиями» и не имеющие прямого отношения к творческому наследию художников предметы наподобие композиции «Вестники космической эволюции» — пирамиды из скульптурных портретов людей, творивших, как сказано на сайте МЦР, «духовную историю планеты». В залах второго этажа усадьбы, принявших вполне музейный облик, разместилась первая выставка нового Музея Рерихов — обширная ретроспектива творчества Николая Рериха, демонстрирующая его извилистый путь от раннего увлечения русской древностью и археологией и до последних лет жизни в долине Кулу в Индии, когда главным источником вдохновения для него стали Гималаи — их видам отдан целый зал.

Среди почти 200 работ старшего Рериха на выставке представлены экспонаты практически из всех крупных собраний его наследия: Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и Музея Востока. По случаю открытия Музея Рерихов в Москве около десяти произведений прислал Музей Николая Рериха в Нью-Йорке. Из США, в частности, прибыли две части триптиха (третью дала Третьяковка) «Знамя Мира — Знамя Культуры» (1932). Он был написан к одной из конференций, где разрабатывался Пакт Рериха — знаменитый договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.

Нет в экспозиции только работ из коллекции МЦР, которую со спецназом изъяли у центра в марте этого года. Как рассказала TANR заместитель директора департамента культурного наследия Министерства культуры Наталья Чечель, около 200 произведений, находившихся в Международном центре Рерихов, сейчас арестованы и находятся на хранении в Музее Востока, где и останутся до окончания следствия. По словам директора Музея Рерихов Тиграна Мкртычева, коллекция уже описана, но экспонировать ее музей пока не имеет права.

Мкртычев рассказал TANR и о дальнейших планах. Весь следующий год новая институция будет работать над постоянной экспозицией, посвященной жизни Николая Рериха и его сына Святослава, тоже художника и пропагандиста идей отца. Предполагается, что выставочная деятельность не ограничится наследием этих двух авторов. «Мы претворяем в жизнь идею, которую поддерживал Николай Константинович, — широко представлять искусство разных регионов», — комментирует Мкртычев. В выставочную программу музея уже внесены проекты, связанные с показом японской гравюры, а также работ современных художников, пишущих традиционные буддистские танки (религиозные изображения) — их хотят показать в сопоставлении с древними образцами. Обязательным аспектом деятельности музея станут мероприятия, посвященные проблемам реставрации и сохранения культурного наследия — так музей отдает дань деятельности Николая Рериха по защите памятников культуры. А еще одним — неожиданным — направлением станет привлечение в музей экологов для обсуждения вопросов защиты окружающей среды.

Буддистскую Ступу Трех Драгоценностей на территории усадьбы, которую Музей Востока якобы собирался сносить в 2016 году, по словам Тиграна Мкртычева, не только не уничтожат, но и узаконят — работа по оформлению необходимых документов ведется в диалоге с буддистским сообществом.

Материалы по теме
Просмотры: 5770
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
3
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
4
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
8
Виктор Разгулин: «Я рисовал так, как мне хотелось»
В московском фонде IN ARTIBUS проходит выставка Виктора Разгулина. Куратор Елена Руденко поговорила с художником о жизни и живописи.
19 июля 2018
9
Во дворе Музея архитектуры появятся кафе, лекторий и башня
В конкурсе на застройку внутреннего двора музея победил проект архитектурной лаборатории Polygon.
20 июля 2018
10
Венецианская биеннале в 2019 году пройдет под знаком проклятия
Темой главной выставки стало псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru