The Art Newspaper Russia
Поиск

Музей Рерихов открылся в усадьбе Лопухиных

Масштабной ретроспективой Николая Рериха Музей Востока отметил открытие нового филиала и окончание судебных тяжб с Международным центром Рерихов

Идее создания музея Николая Рериха в усадьбе Лопухиных в Малом Знаменском переулке уже без малого четверть века: соответствующее постановление правительства РФ вышло еще в 1993 году. Однако открыть его для посетителей в качестве Музея Николая и Святослава Рерихов, филиала Государственного музея искусства народов Востока, удалось только сейчас. Этому событию предшествовала многолетняя тяжба между общественной организацией «Международный центр Рерихов» (МЦР) и Музеем Востока. Точка в споре была поставлена в день открытия музея: 19 декабря Арбитражный суд города Москвы отклонил кассационную жалобу МЦР, оставив здание за Музеем Востока, — об этом на открытии рассказал генеральный директор музея Александр Седов.

За время, прошедшее с момента выселения МЦР из усадьбы Лопухиных, ее интерьеры преобразились, утратив атмосферу мистики и оккультизма. Из выставочных залов убрали все «насыщенные духовными энергиями» и не имеющие прямого отношения к творческому наследию художников предметы наподобие композиции «Вестники космической эволюции» — пирамиды из скульптурных портретов людей, творивших, как сказано на сайте МЦР, «духовную историю планеты». В залах второго этажа усадьбы, принявших вполне музейный облик, разместилась первая выставка нового Музея Рерихов — обширная ретроспектива творчества Николая Рериха, демонстрирующая его извилистый путь от раннего увлечения русской древностью и археологией и до последних лет жизни в долине Кулу в Индии, когда главным источником вдохновения для него стали Гималаи — их видам отдан целый зал.

Среди почти 200 работ старшего Рериха на выставке представлены экспонаты практически из всех крупных собраний его наследия: Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и Музея Востока. По случаю открытия Музея Рерихов в Москве около десяти произведений прислал Музей Николая Рериха в Нью-Йорке. Из США, в частности, прибыли две части триптиха (третью дала Третьяковка) «Знамя Мира — Знамя Культуры» (1932). Он был написан к одной из конференций, где разрабатывался Пакт Рериха — знаменитый договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.

Нет в экспозиции только работ из коллекции МЦР, которую со спецназом изъяли у центра в марте этого года. Как рассказала TANR заместитель директора департамента культурного наследия Министерства культуры Наталья Чечель, около 200 произведений, находившихся в Международном центре Рерихов, сейчас арестованы и находятся на хранении в Музее Востока, где и останутся до окончания следствия. По словам директора Музея Рерихов Тиграна Мкртычева, коллекция уже описана, но экспонировать ее музей пока не имеет права.

Мкртычев рассказал TANR и о дальнейших планах. Весь следующий год новая институция будет работать над постоянной экспозицией, посвященной жизни Николая Рериха и его сына Святослава, тоже художника и пропагандиста идей отца. Предполагается, что выставочная деятельность не ограничится наследием этих двух авторов. «Мы претворяем в жизнь идею, которую поддерживал Николай Константинович, — широко представлять искусство разных регионов», — комментирует Мкртычев. В выставочную программу музея уже внесены проекты, связанные с показом японской гравюры, а также работ современных художников, пишущих традиционные буддистские танки (религиозные изображения) — их хотят показать в сопоставлении с древними образцами. Обязательным аспектом деятельности музея станут мероприятия, посвященные проблемам реставрации и сохранения культурного наследия — так музей отдает дань деятельности Николая Рериха по защите памятников культуры. А еще одним — неожиданным — направлением станет привлечение в музей экологов для обсуждения вопросов защиты окружающей среды.

Буддистскую Ступу Трех Драгоценностей на территории усадьбы, которую Музей Востока якобы собирался сносить в 2016 году, по словам Тиграна Мкртычева, не только не уничтожат, но и узаконят — работа по оформлению необходимых документов ведется в диалоге с буддистским сообществом.

Материалы по теме
Просмотры: 7974
Популярные материалы
1
Объявлены лауреаты VIII Премии The Art Newspaper Russia
В Москве при поддержке ювелирной компании Mercury состоялась церемония награждения Премией The Art Newspaper Russia. Представляем лауреатов в интересных цифрах и фактах.
26 февраля 2020
2
Михаил Суслов: «Сейчас очень хорошее время для коллекционеров и инвесторов»
Антиквар, владелец галереи «Трианон» и онлайн-аукциона «Артлот 24» Михаил Суслов рассказывает о том, как устроен арт-бизнес в России, своих планах открыть галерею в Москве и перспективах рынка русского искусства на родине и за рубежом.
25 февраля 2020
3
Картины Николая Рериха возвращаются из Сербии
Взамен Россия отдает Сербии лист древнего Мирославова Евангелия.
21 февраля 2020
4
Страсть и смерть: любимые надоедливые модели
Биография Константина Сомова подвергается дальнейшему исследованию.
21 февраля 2020
5
AES + F: безжалостные пророчества
Виртуозы digital art, визионеры-провидцы, обычно они ставят на самые мрачные сценарии. Татьяна Арзамасова и Лев Евзович рассказали о своем видении современного мира и глобальной мифологии.
26 февраля 2020
6
Археологи прибавили Туле 100 лет
С 21 февраля в Тульском кремле работает выставка археологических находок «Неизвестная Тула».
21 февраля 2020
7
Улица Альберта и вокруг: в сердце рижского модерна
Рига — уникальный город, где каждое третье здание построено в стиле модерн. Кварталы причудливых доходных домов начала XX века расположены совсем рядом со средневековым центром города.
21 февраля 2020
8
Харинг и Баскиа снова вместе
Ретроспектива двух мегазвезд современного искусства проходит в Национальной галерее Виктории в Мельбурне.
21 февраля 2020
9
Ностальгия по ГДР обретает материальность
На примере мозаики Жозепа Ренау можно увидеть, как меняется сегодня отношение к культурному наследию Восточной Германии.
25 февраля 2020
10
Выставки месяца в Нидерландах
Диалог Караваджо и Бернини в Рейксмузеуме, невиданное постсоветское от фотографа-антрополога Бертьен ван Манен в Стеделейк и ХХ век афроамериканского искусства в Амерсфорте.
25 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru