The Art Newspaper Russia
Поиск

К чему может привести новый поворот в споре о наследии Николая и Святослава Рерихов?

25 марта состоится экстренный съезд Международного совета рериховских организаций, посвященный судьбе Центра Рерихов, выселяемого из усадьбы Лопухиных; 198 картин из него уже передали на хранение в Музей Востока

Международный центр-музей имени Н.К.Рериха. Усадьба Лопухиных — памятник архитектуры XVII в., г. Москва. Photo: roerichs.com

Международный центр-музей имени Н.К.Рериха. Усадьба Лопухиных — памятник архитектуры XVII в., г. Москва. Photo: roerichs.com

25 марта в Москве пройдет съезд Международного совета рериховских организаций, которые принимали участие в реставрации усадьбы Лопухиных и создании Международного центра Рерихов (МЦР). Руководство МЦР намерено добиваться возвращения себе изъятых работ. «Если мы не найдем поддержку внутри России, будем обращаться к международной общественности», — заявил TANR вице-президент МЦР Александр Стеценко.

С участием спецназа

7 марта многолетний спор о наследии Николая и Святослава Рерихов получил неожиданное продолжение. В этот день в Международном центре Рерихов (МЦР) в Москве прошел обыск.

По данным ТАСС, сотрудники спецназа изъяли из музейного фонда около 200 работ художников, подаренных МЦР его бывшим спонсором — председателем правления «Мастер-банка» Борисом Булочником. В 2015 году на предпринимателя завели уголовное дело по преднамеренному банкротству банка, а сам Булочник был заочно арестован и объявлен в международный розыск. В МВД утверждают, что изъятые картины были куплены бизнесменом на похищенные средства клиентов банка. Как сообщил TANR заместитель директора Государственного музея искусства народов Востока Тигран Мкртычев, 198 работ из собрания МЦР переданы на временное хранение в музей и останутся там до конца следствия. Вопрос об их дальнейшей судьбе будет решаться после привлечения обвиняемых к ответственности, уточнил юрисконсульт музея Юрий Избачков.

В МЦР изъятие экспонатов называют неправомерным. «Период расследования уголовного дела против Бориса Булочника — 2010–2013 годы. За это время нам было подарено всего девять работ. Все остальные картины были приобретены Булочником и переданы МЦР в начале 2000-х годов и никакого отношения к уголовному делу не имеют», — говорит вице-президент МЦР Александр Стеценко.

В руководстве МЦР убеждены: прошедший обыск инициирован Министерством культуры для того, чтобы выселить центр из усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском переулке. «После смерти нашего генерального директора Людмилы Шапошниковой, которая была исполнителем завещания Святослава Рериха, и члена правления МЦР Евгения Примакова Министерство культуры, понимая, что нас некому защитить, бесконечно кошмарит наш центр. Только за 2016 год у нас было 17 внеплановых проверок: нас подозревали в экстремизме, в сокрытии боевиков с Украины и черт знает в чем еще. Когда в конце 2015 года усадьбу Лопухиных передали в оперативное управление Музею Востока, Минкульт начал процедуру выселения нас из усадьбы. Вооруженный захват МРЦ — часть этой политики», — говорит вице-президент МЦР Александр Стеценко.

Хроника квартирного вопроса

Накануне Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Музея Востока о выселении МЦР из усадьбы Лопухиных. По мнению руководства музея, центр не выполнил условий договора безвозмездного использования помещений.

В ближайшем будущем должна определиться судьба еще десяти работ Николая Рериха, найденных в конце февраля в хорватском Загребе. Среди них — «Языческая Русь», «Пара нирвана», «Приказ учителя» и другие картины, ранее считавшиеся утраченными. На ценную находку претендуют Музей Востока и МЦР. Как сообщили TANR в пресс-службе Министерства культуры, вопрос о возможной передаче работ России может занять не один год.

Наследие семьи художников Рерихов, которое сейчас хранится в Государственном музее искусства народов Востока, Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, делят больше 20 лет. В 1989 году Святослав Рерих создал Советский фонд Рерихов (СФР), которому завещал 432 картины отца. В 1991 году CФР был преобразован в МЦР и унаследовал всю его коллекцию.

В 2001 году в суде руководство Центра Рерихов пыталось добиться передачи в его фонд картин из Музея Востока, которые Святослав Рерих привез в СССР и передал советскому Министерству культуры (с 1993 года они находятся в оперативном управлении Музея Востока). Однако тогда иск не был удовлетворен. В июне 2014 года Мосгорсуд постановил, что МЦР не является правопреемником СФР и его претензии к Музею Востока не имеют правовых оснований.

Консенсусным решением проблемы эксперты называют создание нового музея Рерихов на базе МЦР — эта идея широко обсуждалась последние несколько лет. Зимой прошлого года стало известно, что музей семьи Рерихов будет создан на базе коллекции, которая хранится в Музее Востока. Он расположится в усадьбе Лопухиных, которую сейчас занимает МЦР. Ранее сообщалось, что здание могут включить в план музейного квартала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Руководство МЦР заявляло о своей готовности сотрудничать с министерством и новой музейной структурой при условии признания за центром права на принадлежавшую СФР часть наследия Рерихов. Затраты на содержание музея, по предварительным оценкам, могут составить приблизительно 36 млн руб. в год. Помимо субсидий на выполнение государственного задания, финансирование будет осуществляться за счет внебюджетных доходов и спонсорских средств. По данным Минкульта, на создание нового музея уйдет несколько лет. Одним из первых шагов по его учреждению станет открытие этим летом крупной выставки, которая объединит лучшие работы Николая и Святослава Рерихов из собраний ведущих мировых музеев.

Материалы по теме
Просмотры: 2219
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
3
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
4
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
5
Шесть тезисов Ильи Кабакова
В Эрмитаже 21 апреля открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Главред TANR Милена Орлова выбрала цитаты художника, виртуозного критика и комментатора собственных работ с ключевыми для его творчества понятиями.
16 апреля 2018
6
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
7
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
8
Анатолий Зверев: больше жизни, больше искусства!
Единственный в России частный музей, посвященный одному художнику — легендарному шестидесятнику Анатолию Звереву, отмечает третий день своего рождения масштабной выставкой «ЗВЕРЕВ-GALA».
16 апреля 2018
9
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
10
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru