18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Лувр в песках» показал свои сокровища

Для посетителей открывается Лувр — Абу-Даби, первый и пока единственный музей из комплекса грандиозных культурных проектов на «острове Счастья» в столице Объединенных Арабских Эмиратов. Он должен стать мостом, соединяющим Запад и Восток

Национальный музей Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) Лувр — Абу-Даби на острове Саадият, на который потратили более €1 млрд, открывается для публики 11 ноября. За три дня до этого долгожданный и выстраданный проект торжественно открыл президент Франции Эмманюэль Макрон. Проект арабского Лувра удалось реализовать с большим опозданием: он должен был начать работу еще в 2012 году.

Из Лувра в пустыню

Экспозиция Лувра — Абу-Даби рассказывает посетителям историю человечества через артефакты Древнего мира и произведения искусства, в том числе современного. Сейчас в музее показывают около 600 экспонатов, половина из которых на время приехала в ОАЭ из 30 крупнейших художественных музеев Франции.

Большую часть одолженных новому музею произведений — около сотни — привезли из парижского Лувра. В их числе «Прекрасная Ферроньера» Леонардо да Винчи, которая в экспозиции перекликается с «Мадонной с Младенцем» Беллини из собственной коллекции Лувра — Абу-Даби. На гастроли в Эмираты также отправились «Флейтист» Эдуарда Мане из Музея Орсе, «Натюрморт с магнолией» Анри Матисса и первый настоящий реди-мейд Марселя Дюшана «Сушилка для бутылок» из Центра Помпиду. Национальная библиотека Франции на время выдала один из глобусов работы Винченцо Коронелли и средневековые Коран, Библию и Тору Иемини. Приехали в Абу-Даби флорентийское блюдо XVI века из Севра из дворца Фонтенбло, китайский кувшин в персидском стиле XVI века из Музея декоративного искусства, картина «Наполеон на перевале Сен-Бернар» работы Жака-Луи Давида из Версаля, а также «Вакх в бочке» Огюста Родена из парижского музея скульптора. Будут здесь и современные художники, в частности Джузеппе Пеноне, Дженни Хольцер и Ай Вэйвэй. Последний в экспозиции представлен «Фонтаном света», стеклянной светящейся инсталляцией, напоминающей по форме памятник III интернационалу, более известный как «Башня Татлина».

В соответствии с соглашением, заключенным ОАЭ и Францией еще в 2007 году, была создана организация Agence France-Museums (AFM), в которую, помимо Лувра, вошло еще 16 французских музеев, включая Центр Помпиду, Музей Орсе и Версаль. Директор Лувра — Абу-Даби Манюэль Рабате уточнил, что экспонаты из Франции будут привозить в течение десяти лет, а организация выставок (по четыре в год) при участии AFM будет проходить ближайшие 15 лет. Куратором первой, посвященной истории парижского Лувра, станет его нынешний директор Жан-Люк Мартинес. Откроется выставка «Из одного Лувра — в другой» 21 декабря. Кроме того, AFM принимала участие в формировании собственной коллекции Лувра — Абу-Даби. За время строительства музейного здания она пополнилась итальянской фибулой с гранатами V века до н.э., живописью старых мастеров (Джованни Беллини, Якоб Йорданс), а также художников XIX–XXI веков (Эдуард Мане, Рене Магритт, Сай Твомбли). Многое было приобретено на распродаже собрания Ива Сен-Лорана и Пьера Берже на аукционе Christie’s (к примеру, работа Пита Мондриана).

Камень преткновения

Грандиозный проект перемещения произведений искусства в Эмираты в свое время расколол мировое музейное сообщество. В 2007 году более 4 тыс. музейщиков, археологов и историков искусства подписали петицию, в которой заявили, что «французские музеи не продаются». Возмутил общественность и тот факт, что в течение 30 лет и 6 месяцев разрешалось использовать слово «Лувр» в названии арабского музея. За это право Эмираты заплатили Франции €400 млн.

Солнечный город Жана Нувеля

Событием в мире искусства и архитектуры стало и само здание музея, спроектированное лауреатом Прицкеровской премии французом Жаном Нувелем. Под резным многослойным куполом диаметром 180 м и весом с Эйфелеву башню (7,5 т) он разместил целый музейный город со своими улицами, площадями и террасами, 55 зданиями и 23 галереями.

Произведения искусства экспонируются не только в залах, но и на открытом воздухе. По признанию архитектора, он намеренно избежал ярко освещенной западной развески с белыми стенами и постаментами. При этом важнейшую роль в организации выставочного пространства играют льющийся сквозь купол, будто через пальмовые ветви в оазисе, свет и многочисленные каналы с водой.

«Диалог произведений искусства в музее должен вызвать у посетителя эмоциональное потрясение, сопоставимое с тем, что чувствовали люди, когда эти работы находились в оригинальном контексте», — рассказал в интервью The Art Newspaper Нувель. В состав музейного комплекса войдет современный научный центр, который будет работать с университетами и исследователями со всего мира. Одновременно с постоянной экспозицией открываются кафе и детский музей.

Первый среди равных

Грандиозный проект Лувра — Абу-Даби — часть колоссальных преобразований, которые сейчас идут в Персидском заливе на острове Саадият, «острове Счастья» по-русски. Здесь появится, пожалуй, самый большой в мире музейный кластер, над которым работают звезды мировой архитектуры, лауреаты престижной Прицкеровской премии. Фрэнк Гэри после Бильбао строит здесь третий за пределами США филиал нью-йоркского Музея Гуггенхайма. Бюро Нормана Фостера Foster + Partners разработало проект Национального музея, посвященного основавшему ОАЭ шейху Зайеду ибн Султану аль-Нахайану. Не так давно стало известно, что он и Британский музей за два года до истечения срока действия расторгли договор о сотрудничестве из-за того, что строительство здания так и не было начато. Тем не менее на пресс-конференции по случаю открытия Лувра — Абу-Даби председатель Департамента туризма и культуры Абу-Даби Мохамед Халифа аль-Мубарак заверил, что к работе над Национальным музеем шейха Зайеда приступят уже в этом году. Еще две точки притяжения на острове с дорогим жильем, отелями и гольф-клубами разработали Заха Хадид (Центр исполнительских искусств с оперным театром и концертным залом) и Тадао Андо (Морской музей).

В начале этого года на российско-арабском форуме в Абу-Даби министр иностранных дел России Сергей Лавров призвал создать на острове Саадият филиал Государственного Эрмитажа. Однако эту идею, судя по последующему за предложением молчанию, ни в России, ни в Эмиратах не поддержали.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+