The Art Newspaper Russia
Поиск

Муза Леонардо выезжает из Лувра, но не раскрывает своих секретов

Истончение лакового слоя сделало черты «Прекрасной Ферроньеры» лучше видимыми

До конца июля Прекрасная Ферроньера находится на выставке в Королевском дворце в Милане, а потом отправится в Лувр в Абу-Даби

До конца июля Прекрасная Ферроньера находится на выставке в Королевском дворце в Милане, а потом отправится в Лувр в Абу-Даби

Весьма уместно, что первый выезд недавно отреставрированной Прекрасной Ферроньеры Леонардо да Винчи случился именно в тот город, где она была написана пять столетий назад. Картина, находящаяся в коллекции парижского Лувра, вернулась в Милан ради выставки Леонардо, 1452–1519 в Королевском дворце (до 19 июля). Время проведения итальянской ретроспективы было выбрано так, чтобы она хронологически сов­пала со Всемирной выставкой в Милане (1 мая — 31 октября). Картина также должна будет отправиться в Объединенные Арабские Эмираты на открытие Лувра в Абу-Даби в 2016 году.

Тонкие черты модели и значительная часть нежного цвета ее лица были восстановлены благодаря работе реставраторов из Центра исследований и реставрации музеев Франции. Они истончили лак на полотне, толщина которого составляла от 40 до 60 микронов и практически равнялась красочным слоям.

Но части своих секретов Прекрасная Ферроньера, озадачивающая искусствоведов до такой степени, что периодически под сомнение ставилось даже авторство Леонардо, так и не выдала: никто не знает, когда это произведение попало в королевскую коллекцию, по-прежнему нет уверенности и в установлении личности модели. Название не дает ответа на последний вопрос. Когда-то считалось, что изображенная на полотне — мадам Ле Феррон, любовница короля Франциска I; по другой теории, это Анна Болейн. Венсан Дельеван, куратор, отвечающий в Лувре за итальянскую живопись XVI века, говорит, что это полотно может быть портретом Чечилии Галлерани, любовницы Лодовико Сфорца, герцога Миланского, или его супруги Беатриче д’Эсте, «хотя ничто не может подтвердить ни одну из этих гипотез».

Исследование показало, что произведение действительно было создано в Милане в 1490-х годах. Доска толщиной 8 мм сделана из орехового дерева, которое Леонардо использовал во время своего пребывания в городе. Однако эксперты исключили возможность того, что она была вырезана из того же бруса, что и доска, на которой Леонардо написал Даму с горностаем (около 1489–1490), сейчас находящуюся в коллекции Музея Чарторыйских в Кракове и известную как портрет Чечилии Галлерани. «При помощи рентгенографического анализа нам удалось доказать, что две эти доски определенно не относятся к одному древесному массиву», — говорит исследовательница Элизабет Раво.

Что необычно, доска оказалась покрыта не гипсовой грунтовкой, а грунтовкой из свинцовых белил. Сходная основа была обнаружена на портрете Галлерани и на Моне Лизе. Розоватый оттенок на нижней челюсти и шее модели по-прежнему виден, а ее лицо все еще покрыто желтым лаком, хотя слой последнего был сильно уменьшен.

«Мы сделали пробы осветления лака, и научный комитет выбрал промежуточный вариант», — говорит реставратор Аньес Мальпель. Во Франции за работами пристально следит горстка пуристов, и французские реставраторы особенно уважительно относятся к истории произведения, в том числе к ошибкам. Будет полезно учитывать этот подход, когда придет очередь очищать Мону Лизу. 

Материалы по теме
Просмотры: 2846
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
В ГМИИ им. Пушкина покажут коллекцию Фонда Louis Vuitton
65 произведений послевоенного и современного искусства 20 художников из разных стран займут все три этажа Волхонки, 14 и в известной мере изменят привычные интерьеры.
10 июня 2019
3
Возвращение легенды: коллекция Сергея Щукина в Пушкинском музее
Более 450 произведений живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Сергея Щукина и его братьев встречаются в долгожданном выставочном проекте, заняв весь второй этаж главного здания музея.
11 июня 2019
4
Мы Иван Голунов
Мы присоединяемся к кампании солидарности с арестованным журналистом Иваном Голуновым и публикуем его материал о реставрации фонтана «Каменный цветок» на ВДНХ.
10 июня 2019
5
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
6
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
7
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
8
Александр Вихров: «Жизнь Наполеона много ярче приключенческого романа»
Наполеоника — популярная тема у коллекционеров во всем мире. Обладатель обширного собрания произведений искусства и мемориальных вещей, связанных с Наполеоном Бонапартом, Александр Вихров рассказал о своем восприятии этой исторической личности.
10 июня 2019
9
Вслед за годом Леонардо настанет год Рафаэля
На 2020-й, год 500-летия со дня смерти Рафаэля, запланировано несколько выставок, самая большая из которых пройдет в Риме.
11 июня 2019
10
Выставка «Сны без Фрейда» проходит в музее «Эрарта»
Эпиграфом к выставке стало эссе китайского философа IV века до н.э. Чжуан-цзы о бабочке.
10 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru