18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Французский рисунок из венской Альбертины в ГМИИ им. А.С.Пушкина, выставка в Музее архитектуры им. А.В.Щусева о том, как строилась Москва в 1920–1950-е, дадаизм и сюрреализм в стенах Государственного Эрмитажа.


Рисунок — камерный жанр искусства, требующий неспешного, вдумчивого вглядывания. Но эта работа вознаграждается не только ни с чем не сравнимыми эстетическими и эмоциональными переживаниями, когда речь идет о выдающихся художниках, но и единственной в своем роде возможностью заглянуть в их тайную лабораторию. Все сказанное в полной мере относится к выставке «Рисунки французских мастеров из музея Альбертина, Вена», открывшейся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Вряд ли в мире найдется другой музей, который может конкурировать с Альбертиной с ее обширнейшей коллекцией графики — более миллиона рисунков и эстампов. Благодаря чему и стало возможным показать в Москве не только все периоды, с конца XVI до середины XIX века, направления, жанры и техники школы французского рисунка, но и представить его произведениями выдающихся мастеров, составляющих гордость французского и мирового искусства: Никола Пуссена, Клода Лоррена, Франсуа Буше, Жан-Батиста Грёза, Жана Оноре Фрагонара, Гюбера Робера, Жака-Луи Давида, Жана Огюста Доминика Энгра, Эжена Делакруа, Оноре Домье, Жана Батиста Камиля Коро, Жан-Франсуа Милле.


Считается, что интерес к архитектурным конкурсам, а также к вопросу оправданности приобретений или потерь архитектурных памятников возник именно сегодня. Но это не так, о чем и рассказывает выставка «Кузница архитектуры. Советские конкурсы 1920–1950-х годов» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева. Оказывается, и тогда ломались копья, одни проекты принимались, другие по каким-то причинам отвергались — и не всегда из-за архитектурных достоинств. Кураторы выбрали для показа семь знаковых столичных зданий, построенных в результате конкурсов, в частности гостиницу «Москва», возведенную в 1930-е годы и на месте которой планировался Дворец труда; здание редакции газеты «Известия» (там тоже сначала хотели построить здание для московского отделения газеты «Ленинградская правда»); Центральный телеграф; Военную академию им. М.В.Фрунзе. На выставке — около 70 экспонатов в виде рисунков, макетов и фотографий, представляющих как реализованные проекты, так и те, что остались на бумаге. Все они интересны не только как часть истории столицы, но и тем, что извлечены из запасников и архивов впервые.


Так получилось, что с историей западного искусства ХХ века мы начали знакомиться на больших выставках в музейных стенах лишь последние 20 лет, заполняя лакуны в знаниях о тех или иных направлениях и художниках. Одна из таких знаковых выставок — «Дада и сюрреализм» в Государственном Эрмитаже. Крайняя радикализация искусства, разрушение его традиционных форм и жанров (и возникновение новых, таких как арт-объект и перформанс), стирание границ между искусством и жизнью — вот чем был дадаизм, возникший в самый разгар Первой мировой войны в 1916 году в Цюрихе. И это была реакция молодых художников, поэтов, музыкантов на ее ужасы, глубокое разочарование в буржуазной цивилизации, допустившей мировую бойню. Выставка построена на произведениях 1920–1930-х годов самых известных дадаистов, таких как Марсель Дюшан, Ман Рэй, Курт Швиттерс, Макс Эрнст, Марсель Янко, многие из которых затем влились в движение сюрреализма, сформировавшееся в Париже в середине 1920-х. Все работы приехали из Музея Израиля, куда они попали из нескольких крупных частных коллекций.


Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+