18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Две подмосковные усадьбы уйдут с молотка

Пресс-служба Министерства культуры Московской области сообщила о намеченной на декабрь продаже двух подмосковных усадеб в рамках программы «Зеленый коридор». На торги выставлены принадлежавшая отцу литератора Александра Герцена усадьба первой четверти XIX века Покровское-Засекино в Одинцовском районе и имение Дедешино, расположенное в Солнечногорском районе. Последняя усадьба — пример архитектурного ансамбля 1770-х годов, сохранившего редкие для Подмосковья постройки — раннеклассицистические флигеля. Стартовая цена каждой усадьбы — 26 млн руб.

Концепцию государственной поддержки, гарантий и контроля для частных инвесторов в сфере реставрации объектов культурного наследия «Зеленый коридор» реализует ОАО «Распорядительная дирекция Минкультуры России». Специализированная организация занимается продажей объектов культурного наследия с обязательством их восстановления инвестором. Основные задачи подведомственного министерству акционерного общества — сохранение русской усадьбы, восстановление архитектурных ансамблей в первозданном виде, но с одновременным приспособлением к использованию в современных условиях. Предполагается, что это станет возможным благодаря двойному контролю за реставрацией со стороны Министерства культуры РФ и Росимущеcтва. По словам генерального директора акционерного общества Вадима Соловьева, возглавляемая им организация не намерена конкурировать с прочими структурами, которые занимаются продажей усадеб или реализацией арендной программы «Рубль за метр» (в частности, с 2012 года такая программа действует в Москве и с 2013 года — в Подмосковье). В настоящее время дирекция на правах собственности владеет семью подмосковными усадьбами разной степени сохранности.

Подготовка объектов культурного наследия к продаже по программе «Зеленый коридор» предполагает комплексную оценку усадьбы, уточнение зон охраны на земельном участке и даже разработку предварительного проекта реставрационных работ (включая смету). Вадим Соловьев обещает, что дирекция окажет будущим покупателям усадеб «помощь в разработке проекта реставрации и его согласовании в кратчайшие сроки, а также рассрочку выплаты стоимости объекта на весь срок проведения работ (до семи лет). Режим использования усадьбы не регламентируется — это может быть и жилье, и гостиничный комплекс, и частный пансионат».

После проведения открытых торгов по объекту культурного наследия инвестор, приобретший усадьбу, платит лишь 20% от стоимости комплекса и получает его в пользование на условиях аренды на период проведения реставрационных работ. При этом функции заказчика-застройщика берет на себя Распорядительная дирекция, она же контролирует сроки реализации проекта и качество реставрации. Переход права собственности на объект к инвестору возможен только после завершения работ по согласованному графику, ввода его в эксплуатацию и оплаты всей выкупной стоимости. При этом у предназначенных к продаже объектов определены охранные зоны, соответственно, новое строительство на территории усадеб запрещено.

Заместитель министра культуры Григорий Пирумов видит в подобных программах единственный способ дальнейшего выживания русских усадеб, которые год за годом разрушаются в отсутствие хозяина и подлинного назначения. Он рассказал информагентству ТАСС о том, как предполагается расходовать деньги, вырученные от продажи усадьб: «Средства могут быть направлены на разные цели в зависимости от решения совета директоров ОАО «Распорядительная дирекция Минкультуры России». По закону 25% должны быть уплачены в качестве дивидендов РФ в бюджет. В расходовании оставшихся 75% варианты возможны такие: отдать все государству или направить средства на восстановление одного из объектов, которые находятся в распоряжении дирекции. Некоторые из них в нынешнем состоянии для инвесторов непривлекательны».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+