18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Графа Николая Румянцева провели египетские торговцы

Находящийся в Музее Миккеля, который был создан на базе переданного эстонскому Кадриоргскому художественному музею собрания Йоханнеса Миккеля (1907–2006), одного из крупнейших коллекционеров Эстонии, «мужской портрет из Фаюма», считавшийся работой I–II веков н. э., по итогам сентябрьских исследований специалистов Тартуского университета был признан созданным не ранее первой половины XIX столетия. Однако директор музея Александра Мурре  уверена, что почвы для скандала нет, так как экспертные исследования картины проводились в плановом порядке в рамках изучения музейных экспонатов.

В феврале 2009 года на выставке Музея Миккеля «Сокровища ушедших времен» экспонировался «мужской портрет античного периода» из коллекции Йоханнеса Миккеля, где его отнесли к предметам, «созданным культурами Древнего Египта, Греции и Месопотамии». «Портрет из Фаюма» имел безупречный (по меркам сегодняшней Эстонии) провенанс. Йоханнес Миккель приобрел его у латышского коллекционера Эдуарда Браманиса, который, в свою очередь, купил картину в 1939 году у директора Латвийского художественного музея, ученика Архипа Куинджи Вильгельма Пурвитиса (1872–1945), до революционных событий 1917 года бывшего хранителем в петербургском Эрмитаже. Со слов Пурвитиса считалось, что первоначально портрет принадлежал графу Николаю Румянцеву (1754–1826), который приобрел его в Египте. Версию о подлинности картины, по словам Мурре, поддерживали «непосредственность портрета и его не слишком высокий, провинциальный уровень исполнения».

Музейное сообщество Эстонии приговор экспертов явно не шокировал. Наоборот, по-прежнему не исключается вероятность того, что портрет мог быть «поправлен при реставрации конца XIX века» и что говорить о «развенчании» работы преждевременно («хотя, скорее всего, это так»).

По информации осведомленных источников, проведенные за последние годы исследования предметов из собрания Йоханнеса Миккеля (живопись, фарфор и прочее) показали, что среди них довольно много поздних реплик и просто подделок, которые покойный коллекционер искренне считал оригиналами. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
5
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
6
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и тематические лекции пройдут в Центре визуальной культуры Béton в рамках The Art Film Festival
17.10.2025
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
7
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+