18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Графа Николая Румянцева провели египетские торговцы

Находящийся в Музее Миккеля, который был создан на базе переданного эстонскому Кадриоргскому художественному музею собрания Йоханнеса Миккеля (1907–2006), одного из крупнейших коллекционеров Эстонии, «мужской портрет из Фаюма», считавшийся работой I–II веков н. э., по итогам сентябрьских исследований специалистов Тартуского университета был признан созданным не ранее первой половины XIX столетия. Однако директор музея Александра Мурре  уверена, что почвы для скандала нет, так как экспертные исследования картины проводились в плановом порядке в рамках изучения музейных экспонатов.

В феврале 2009 года на выставке Музея Миккеля «Сокровища ушедших времен» экспонировался «мужской портрет античного периода» из коллекции Йоханнеса Миккеля, где его отнесли к предметам, «созданным культурами Древнего Египта, Греции и Месопотамии». «Портрет из Фаюма» имел безупречный (по меркам сегодняшней Эстонии) провенанс. Йоханнес Миккель приобрел его у латышского коллекционера Эдуарда Браманиса, который, в свою очередь, купил картину в 1939 году у директора Латвийского художественного музея, ученика Архипа Куинджи Вильгельма Пурвитиса (1872–1945), до революционных событий 1917 года бывшего хранителем в петербургском Эрмитаже. Со слов Пурвитиса считалось, что первоначально портрет принадлежал графу Николаю Румянцеву (1754–1826), который приобрел его в Египте. Версию о подлинности картины, по словам Мурре, поддерживали «непосредственность портрета и его не слишком высокий, провинциальный уровень исполнения».

Музейное сообщество Эстонии приговор экспертов явно не шокировал. Наоборот, по-прежнему не исключается вероятность того, что портрет мог быть «поправлен при реставрации конца XIX века» и что говорить о «развенчании» работы преждевременно («хотя, скорее всего, это так»).

По информации осведомленных источников, проведенные за последние годы исследования предметов из собрания Йоханнеса Миккеля (живопись, фарфор и прочее) показали, что среди них довольно много поздних реплик и просто подделок, которые покойный коллекционер искренне считал оригиналами. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+