18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Графа Николая Румянцева провели египетские торговцы

Находящийся в Музее Миккеля, который был создан на базе переданного эстонскому Кадриоргскому художественному музею собрания Йоханнеса Миккеля (1907–2006), одного из крупнейших коллекционеров Эстонии, «мужской портрет из Фаюма», считавшийся работой I–II веков н. э., по итогам сентябрьских исследований специалистов Тартуского университета был признан созданным не ранее первой половины XIX столетия. Однако директор музея Александра Мурре  уверена, что почвы для скандала нет, так как экспертные исследования картины проводились в плановом порядке в рамках изучения музейных экспонатов.

В феврале 2009 года на выставке Музея Миккеля «Сокровища ушедших времен» экспонировался «мужской портрет античного периода» из коллекции Йоханнеса Миккеля, где его отнесли к предметам, «созданным культурами Древнего Египта, Греции и Месопотамии». «Портрет из Фаюма» имел безупречный (по меркам сегодняшней Эстонии) провенанс. Йоханнес Миккель приобрел его у латышского коллекционера Эдуарда Браманиса, который, в свою очередь, купил картину в 1939 году у директора Латвийского художественного музея, ученика Архипа Куинджи Вильгельма Пурвитиса (1872–1945), до революционных событий 1917 года бывшего хранителем в петербургском Эрмитаже. Со слов Пурвитиса считалось, что первоначально портрет принадлежал графу Николаю Румянцеву (1754–1826), который приобрел его в Египте. Версию о подлинности картины, по словам Мурре, поддерживали «непосредственность портрета и его не слишком высокий, провинциальный уровень исполнения».

Музейное сообщество Эстонии приговор экспертов явно не шокировал. Наоборот, по-прежнему не исключается вероятность того, что портрет мог быть «поправлен при реставрации конца XIX века» и что говорить о «развенчании» работы преждевременно («хотя, скорее всего, это так»).

По информации осведомленных источников, проведенные за последние годы исследования предметов из собрания Йоханнеса Миккеля (живопись, фарфор и прочее) показали, что среди них довольно много поздних реплик и просто подделок, которые покойный коллекционер искренне считал оригиналами. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+