Выставка частной коллекции классического мусульманского искусства — событие в российской музейной жизни редкое, и пропустить его нельзя. Тем более когда речь идет о выдающемся по качеству и охвату материала собрании Фонда Марджани, получившем признание крупных специалистов-востоковедов. Созданный в 2006 году, фонд, по словам его председателя Рустама Сулейманова, назван в честь татарского богослова и историка Шихабутдина Марджани (1818–1889), оказавшего огромное влияние на формирование общественной, научной и религиозной мысли не только в мусульманской России, но и за ее пределами. Он сосредоточен на выставочных, издательских и образовательных мероприятиях в сфере культуры.
На выставке в отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина будет представлено 99 экспонатов — цифра, отсылающая зрителя к списку из 99 прекрасных имен Аллаха, содержащихся в Коране и сунне пророка Мухаммеда, а структура выставки дает возможность увидеть все составляющие исламской культуры IX–XIX веков. Научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. А. С. Пушкина Кира Вязовикина рассказывает, что среди экспонатов будет представлен редчайший лист из рукописи Корана (Северная Африка или Ближний Восток, IX–X века) с тонким золотым узором в орнаментальных заглавиях сур и великолепным каллиграфическим исполнением текстов, особо почитаемый за то, что переписчиком этой рукописи считался четвертый праведный халиф Имам Али (656–661). Лист Корана на китайской бумаге с золотым крапом (Иран, вторая половина XV века) — это единственный манускрипт священной книги, написанный на бумаге с фигуративными изображениями (в данном случае — птиц, сидящих на ветках). Особый раздел выставки посвящен искусству исламской придворной миниатюры XIII–XVII столетий; здесь можно будет увидеть целые манускрипты и отдельные листы из рукописей, выполненных каллиграфами и художниками-миниатюристами из главных художественных центров сефевидского Ирана: Тебриза, Казвина, Шираза, Исфахана. Прекрасный пример раннеосманской живописи представляют миниатюры рукописи Хамсе Низами Ганджеви (Турция, 1490-е годы), где в образах древнеиранских шахов — героев поэм изображены султаны. Представительное собрание керамики IX2–XIV веков включает в себя произведения мастеров Месопотамии, Северного Афганистана, Ирана, Сирии, Золотой Орды, аналоги которых непросто найти в российских музеях. Эпоха монгольского завоевания повлияла на искусство, культуру и быт многих стран исламского мира — следы этого влияния заметны, к примеру, в прекрасно сохранившихся шелковых с золотой нитью мужских и женских халатах XIII–XIV веков. Среди экспонатов выставки и уникальные ковры, в частности — молитвенный ковер XVI века, вытканный в шахских мастерских для подарка турецкому султану, который хранил этот драгоценный дар в своей сокровищнице.