18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает самые интересные лоты на московских аукционах. На сей раз ими стали морской вид бельгийца Франсуа-Этьена Мусина, петровский сборник «Символы и эмблемата» и медаль «За труды по сельскому хозяйству» фирмы Карла Фаберже.

Франсуа-Этьен Мусин. «Морская сцена». II половина XIX века

Художественный талант юного Франсуа обнаружился, когда за свои проделки он в качестве наказания был заперт отцом, владельцем прибрежной гостиницы, на чердаке, где на стене углем нарисовал вид на доки Остенде. Первые уроки Мусин (1820–1888) получил у Мишеля ван Куйка и Франсуа Антуана Боссюэ, потом окончил французскую Академию изящных искусств и продолжил обучение в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе. Жил в Брюсселе, но много путешествовал — писал и в Альпах, и на хмуром норвежском побережье. Широкую популярность получил, когда несколько его картин приобрел сам Леопольд I, король Бельгии. В 1869 году работы художника оказались даже в музее Прадо в Мадриде.

Восточно-Европейский аукционный дом, 15 ноября (16:00), эстимейт 2,8 млн руб.


«Символы и эмблемата». Амстердам, 1705

Сборник изображений символов и эмблем, составленный Яном Тесингом и Ильей Копиевским по указу Петра I на основе западноевропейских книг аналогичного содержания, был напечатан в 1705 году в Амстердаме. Он включает в себя 840 гравированных эмблем с поясняющими надписями на девяти языках, включая русский. В 1718 году царь распорядился продавать ее всем желающим; около 800 экземпляров книги привезли и в Москву.

Издание повторяли в 1719, 1743, 1788 и 1811 годах. Оно имело самое широкое хождение и во многом определило постоянный набор эмблем и символов в русском изобразительном искусстве XVIII–XIX веков. Материалы сборника использовались для создания многих российских гербов, картин, скульптур и памятников, а также как сюжеты для фейерверков.

«Кабинетъ», 12 ноября (17:30), эстимейт 360–400 тыс. руб.


Медаль Романовского знака отличия «За труды по сельскому хозяйству» III степени. Фирма К. Фаберже, 1913

Привлечение к изготовлению наград поставщика двора российских венценосцев было делом исключительным, в первую очередь из-за высоких цен на продукцию фирмы. Однако нахождение Романовского комитета на попечительстве у императора делало подобные расходы возможными. Комитет был создан «в ознаменование трехсотлетия со дня всенародного избрания на царство первого государя из Дома Романовых» и состоял под покровительством императора. Это был пример того, что ныне называют частно-государственным партнерством: комитет имел целью помощь детям сельского населения, крестьянским сиротам, а с начала Первой мировой войны — детям воинов. Денежные пособия выдавались не лицам, а организациям: земствам, сельским обществам, братствам, церковно-приходским обществам, попечительствам. А филантропы, жертвовавшие дополнительные, помимо государственных, средства, награждались медалями и жетонами.

В этой серебряной медали фирменный почерк Фаберже легко узнаваем благодаря необычному оттенку эмали и особой технике гильоширования поверхности под ней. Эта медаль — третий известный экземпляр, зафиксированный в частных руках за последнюю четверть века.

«Знакъ», 15 ноября (12:00), эстимейт 1 млн руб.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+