18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Cупругов Делоне развели по разным музеям

Основатель «орфизма», художник «чистой живописи» — путь Робера Делоне от импрессионизма к абстракции неоднократно становился темой выставок. На этот раз кураторы Центра Помпиду решили пойти дальше и представить малоизвестные послевоенные произведения Делоне. Все 80 работ на выставке — картины, рисунки, мозаика, макеты и фотографии — из бобуровской коллекции, которую в 1964 году пополнили супруга художника и их сын Шарль. Многие из этих вещей с тех пор не покидали запасников.

В 1921 году чета Делоне вернулась в Париж. Не отрицая довоенных тем и продолжая писать, Робер Делоне постепенно переходит от холста и «симультанной живописи» к сценографии, к прикладному искусству, а затем к архитектуре и даже скульптуре. Урбанистические мотивы находят отражение в его творчестве, которое тоже все чаще вторгается в городское пространство. Так, в 1921–1924 годах Делоне создает несколько десятков рекламных афиш, и здесь его эксперименты с цветом оказываются весьма кстати. Да и Париж вновь и вновь становится его главным персонажем. Монументальность и архитектурная стройность Города Парижа (1910–1912) , картины, ознаменовавшей окончательный переход Делоне к абстракционизму, вновь прозвучат в работах 1930‑х, в серии Ритмы без конца. Фигуративные мотивы, навеянные городом, отойдут на второй план, уступив место танцующему многоцветью дисков. Манера стала более радикальной, а композиция — четче. Попробовал он их перевести и с холста на стены. Художник, который никогда не интересовался скульптурой, будет выкладывать свои круги на на стенах, вместо красок используя цемент, опилки, гипс или песок.

На вопрос, почему было не провести совместную ретроспективу Робера и Сони Делоне под одной музейной крышей, в Mузее современного искусства Парижа отвечают категорично: это два разных художника. Впрочем, разница не столько во взглядах, сколько в подходах. Робер — теоретик абстракционизма как универсального языка. Соня же подходила к творчеству с женской практичностью: те же законы симультанного контраста, движение цвета — но на тканях, коврах, посуде и даже автомобилях.

Кузов купе Matra 530 французского концерна Matra в 1967 году с легкой руки Сони покрылся красными, синими и зелеными пятнами, она и Робера заразила прикладным искусством. Костюмы и декорации к дягилевскому балету Клеопатра они придумывали вместе. Позже театральные наряды Сони перепорхнут со сцены на парижские улицы. Ткани с абстрактным рисунком стали трендом сезона, и не одного, и не только в Париже. Голливудская дива Глория Свенсон любила вещи Сони и появлялась в них на всех выходах. Будь у нее Instagram, она бы наверняка писала @GloriaSwanson wearing #SoniaDelaunay. «Платья или пальто для нее являются частью пространства, которое имеет определенную форму, размеры и содержание», — теоретизировал Робер, пока Соня открывала свой «Симультанический бутик» на Елисейских Полях и отбивалась от заказов.

Одна из последних совместных работ Делоне — оформление железнодорожного и авиационного павильонов на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Это была мечт и пространства. В Центре Помпиду представлены диапорамы и планы павильонов, а декорации стен, сделанные Соней, показывают в Музее современного искусства, впервые с 1937 года. Из Парижа выставка Сони переедет затем в лондонский Тейт Модерн (с 15 апреля по 9 августа 2015 года).

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+