18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В «Новом Иерусалиме» показывают самое полное собрание работ импрессиониста Константина Горбатова

№93
Материал из газеты

Более 100 произведений привезли из дюжины российских музеев на выставку «Приближая красоту»

Хотя Константин Горбатов (1876–1945) уехал в эмиграцию в 1922 году и на долгие годы был забыт на родине, теперь его работы невероятно популярны у отечественных коллекционеров. Цены на международных аукционах исчисляются сотнями тысяч долларов — 7 июня нынешнего года на русских торгах Christie’s «Невидимый град Китеж» (1913, 93x115 см) был продан за $740 тыс.

Нынешняя выставка — самый представительный смотр работ художника: представлено более сотни произведений. Среди участников дюжина музеев: самарский, серпуховский, владимиро-суздальский и другие, а также, естественно, Третьяковская галерея и Русский музей.

Наследие мастера разделили по трем залам: в первом — искусство дореволюционное, во втором — первые годы эмиграции в Италии, в третьем — берлинский период. Закономерно, что такая выставка состоялась именно в музее «Новый Иерусалим», который обладает самой большой коллекцией Горбатова.

Художник скончался в возрасте 69 лет в Берлине 25 мая 1945 года, а через пару недель, написав записку: «Я не вижу выхода», добровольно ушла из жизни его жена Ольга. Все военные годы супруги страшно бедствовали. Горбатов оставил письмо-завещание: «После войны прошу все мои картины отправить в Академию художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдет нужным». В 1964 году правительство ГДР исполнило волю художника — его наследие вернулось на родину.

В начале 1970-х работы были переданы в музей в городе Истре, тогда еще располагавшийся в Новоиерусалимском монастыре. Музей регулярно делает тематические выставки художника, но попытка собрать все-все предпринимается впервые.

В юности Горбатов хотел стать архитектором, но в результате окончил живописное отделение петербургской Академии художеств. На момент завершения образования ему было 35 лет. Год он провел в пенсионерской командировке в Италии, а вернувшись в 1913 году в Россию, постепенно нашел свою тему. Игорь Грабарь писал о нем: «Из петербургских художников вряд ли кто так хорошо знал жизнь северных городов, как Константин Горбатов. С детства он привык к стоящим на приколе стареньким рыбацким лодкам с залатанными парусами, к тяжело груженным баржам... Он мог неделями пропадать на берегах рек, писать этюды много и с наслаждением». Русский Север он изображал с мелодраматизмом и такими яркими красками, словно речь шла об итальянской природе. Стилистически Горбатов занимает место между передвижниками (в поздних выставках которых принимал участие) и «Миром искусства»: его сказочные парусники на фоне древнерусских крепостей, его многочисленные «Грады Китежи» рифмуются с иллюстрациями Ивана Билибина. Но было в его работах и сугубо индивидуальное дополнительное качество, которое до сих пор делает живопись Горбатова столь желанной для коллекционеров. Экспрессия, иногда почти ярость мазков, то, как он клал на холст краски, — отдельный сюжет. Если не знать имени автора, то можно подумать, что это ранний ван Гог. Особенно силен живописный натиск в дореволюционных работах мастера, которые и ценятся выше.

Покинув советскую Россию, Горбатов с женой вначале жил в Италии, а в 1926-м перебрался в Берлин. Интерес художника к древнерусским городам, которые он продолжал писать по памяти, очевидно, попал в унисон с ностальгией русских эмигрантов, что обеспечило работам повышенный спрос. Писал он и любимую Италию, и ставший вторым домом Берлин.

В то время как многие его коллеги бедствовали, Константин Иванович был вполне благополучен: участвовал в выставках, отлично продавался, путешествовал. К ежегодным поездкам в Италию прибавились вояжи в Англию, Францию, Палестину. Нельзя сказать, что такое положение дел благотворно сказывалось на искусстве: в нем участились повторы, живопись временами приобретала вид нарядной туристической открытки. Но в то же время такое позитивное мышление в красках, мечтательно-романтический посыл, греза об идеальной природе, эффектные закаты — все это дорогого стоило в 1930–1940-е годы, особенно если речь о русском художнике в фашистской Германии.

С приходом к власти Гитлера и особенно во время войны успеху и благополучию Горбатовых пришел конец; а финал их жизни был и вовсе трагическим. В наследии художника еще немало белых пятен, и выставка поспособствует их изучению.

Константин Горбатов. Приближая красоту
Музей «Новый Иерусалим»
До 5 декабря

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+