Между готикой и Ренессансом: сиенская школа от Дуччо до Сассетты в ГМИИ им. А.С.Пушкина

№93, июль-август 2021
№93
Материал из газеты

ГМИИ имени А.С.Пушкина впервые в России столь полно показывает искусство Сиены XIII–XV веков

Сассетта (Стефано ди Джованни). «Святой Стефан». 1437–1444. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Сассетта (Стефано ди Джованни). «Святой Стефан». 1437–1444.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Еще один проект перекрестного года музеев России и Италии посвящен искусству Сиены на рубеже Средневековья и Ренессанса. Выставка подготовлена главным научным сотрудником отдела искусства старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Викторией Марковой. 

Долгие годы Сиена оставалась в тени других прославленных городов Италии, в первую очередь Флоренции, получившей почти официальный статус «колыбели Ренессанса». Хотя в 2002 году в Эрмитаже прошла выставка «Сны готики и Ренессанса», посвященная живописи Сиены XIV — первой половины XVI века, на ней были представлены лишь произведения из собрания музея. Нынешняя экспозиция в Пушкинском — первый в России проект такого масштаба, где наряду с произведениями сиенской школы живописи из ГМИИ представлены работы из Национальной пинакотеки в Сиене, Государственного архива Сиены и музеев Тосканы. Все они крайне редко покидают постоянные экспозиции и выдаются из запасников в другие страны. 

Сиенская школа живописи развивалась на протяжении XIII–XV веков на стыке византийских, готических и ренессансных влияний. В отличие от Флоренции, в Сиене доминировали не демократические, а аристократические тенденции. В это время Сиенская республика последовательно оказывалась в орбите влияния крупнейших европейских монархов — сначала герцога миланского Джангалеаццо Висконти, потом короля Неаполя, а затем императора Священной Римской империи Сигизмунда.

Фунгаи Бернардино. «Сципион Африканский принимает сдавшегося в плен царя Сифакса». 1512–1516. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Фунгаи Бернардино. «Сципион Африканский принимает сдавшегося в плен царя Сифакса». 1512–1516.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Связи с арагонским двором в Неаполе послужили знакомству сиенских художников с миланским и французским готическим стилем. В то же время с самого начала своего формирования сиенская школа находилась под влиянием византийского искусства. Ярче всего это проявилось в работах Дуччо ди Буонинсенья, основоположника местной художественной традиции, деятельность которого приходится на рубеж XIII–XIV веков. Феномен куртуазного искусства около 1400 года, когда был выработан фактически общий европейский художественный язык — так называемая интернациональная готика, лучше всего воплотили в Сиене такие художники, как Симоне Мартини, а также братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти. Подчеркнутая декоративность и роскошь в сочетании с выразительностью жеста, а также стремление к натуралистичности — вот характерные черты этого стиля. Продолжателями этих традиций стали Бартоло ди Фреди и Таддео ди Бартоло, а также Паоло ди Джованни Феи. Последний сумел преобразовать стиль Мартини и Лоренцетти и занять свое место как представитель сиенского «готического маньеризма» конца XIV века. Cиенские художники склонны к игре с ракурсами. Чем сильнее изогнута шея, чем сильнее наклон головы, тем выразительнее кажется им живопись. Произведения из Сиены того времени практически безошибочно можно определить по особому, раскосому разрезу глаз (этот тип идет еще от Дуччо). 

Джованни Ди Паоло. «Мадонна смирения». Около 1400–1482. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Джованни Ди Паоло. «Мадонна смирения». Около 1400–1482.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Готика оставалась магистральной линией в Сиене вплоть до середины XV века. Сиенские мастера Кватроченто — Сассетта, Джованни ди Паоло, Сано ди Пьетро — активно внедряли опыт ренессансных мастеров, но в итоге все равно возвращались к более привычной для них манере изображения. Даже в 1460-х годах мы увидим золотые фоны, яркий локальный колорит, причудливые ракурсы, готические утонченные формы. Сиенцы с большим умением развивают пространство интерьера, но почти не пользуются одним из главных достижений ренессансной живописи — прямой перспективой. 

Среди прибывших на выставку уникальных экспонатов из Италии — десять деревянных табличек, служивших обложками расходных книг казначейства. «Таволетты Биккерны» исключительно сиенское явление, редкий пример светского искусства, существовавшего с XIII до конца XVII века. К выполнению этой работы привлекали лучших художников Сиены: братьев Лоренцетти, Липпо Ванни, Джованни ди Паоло и других. По сути, «Таволетты Биккерны» предвосхитили появление современных банковских документов. Логично, что их появление на выставке помог осуществить давний партнер музея Банк ВТБ, благодаря чему зрители получили возможность увидеть уникальные произведения декоративно-прикладного искусства, публично практически не выставляющиеся. 

Сиена на заре Ренессанса. Произведения из Национальной пинакотеки в Сиене, Государственного архива Сиены, музеев Тосканы и ГМИИ им. А.С.Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
25 июня - 3 октября

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+