18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Елагиноостровский дворец-музей принимает первых посетителей

№92
Материал из газеты

Десятилетиями Елагин дворец служил украшением местного парка культуры и отдыха, хотя для полного соответствия музейному статусу ему не хватало качественной реставрации. Сейчас она почти завершена

Архитектурная доминанта Елагина острова, один из самых известных памятников эпохи высокого классицизма, Елагин дворец впервые после почти 20-летнего периода ремонтно-реставрационных работ возвращается к музейной жизни. Дворец возвел в 1818–1824 годах Карл Росси по велению императора Александра I как летнюю резиденцию вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Строительством и оформлением интерьеров занимались выдающиеся мастера того времени. И сегодня интерьеры Елагина дворца считаются одним из лучших в России образцов стиля ампир.

После революции, с 1918 по 1929 год, здесь работал Музей истории и быта, потом его закрыли, а весь Елагин остров превратили в парк культуры и отдыха. Во время Великой Отечественной интерьеры сильно пострадали при пожаре. Их реставрация шла с 1952 по 1961 год, но общедоступными стали лишь несколько залов — в остальных располагалась база отдыха трудящихся. В 1987 году дворцу присвоили статус музея, началось формирование коллекции. В 1990-м Елагин остров включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО, с 2001-го архитектурно-парковый ансамбль является памятником федерального значения.

Фактически ремонтно-реставрационные работы  здесь велись с начала 2000-х. Еще в 2006–2012 годах полностью восстановили фасады, отремонтировали кровлю, заменили подъездной пандус. С 2016 по 2021 год во дворце проходили комплексные ремонтно-реставрационные работы на втором и третьем этажах, капитальный ремонт инженерно-технических сетей. Но самые сложные и ответственные работы выполнены во дворцовых интерьерах, многие из которых заново отреставрированы впервые за почти 80 лет. Например, на третьем этаже в помещении церкви во имя Святителя Николая при расчист­ке плафонов воссоздали по историческому описанию декор 16 полуколонн из искусственного мрамора.

Частично отреставрированы интерьеры парадных залов, Камер-юнгферской и Туалетной комнат, Малиновой гостиной. Полностью восстановлены роспись и убранство двух вестибюлей, особенно пострадавших от копоти котельной, размещавшейся после войны в цокольном этаже, а также мраморные камины и полы. В опочивальне бережно сохранили шелковый штоф, созданный в ходе послевоенной реставрации. Искусственный мрамор расчистили во всех залах, отреставрировали лепную отделку карнизов и фризов, поновили золоченые элементы орнаментов. Всего на проектные и реставрационные работы было потрачено из бюджета 283,9 млн руб.

По словам Татьяны Ершовой, заместителя директора по музейной деятельности, здешней особой гордостью всегда были двери, декор которых не повторялся, а оформление было настолько изысканным и совершенным, что Елагин дворец даже называли «дворцом дверей». «Современные краснодеревцы продемонстрировали глубокое понимание и высокое мастерство в реставрации дверей, — говорит Татьяна Ершова. — Теперь мы видим их обновленными, во всей красе».

Главным достижением современной реставрации, по мнению сотрудников музея, стало возвращение интерьера кабинета Александра I. После войны его частично восстановили, но из-за протечек кровли так и не открыли для публики. Помимо росписи, в кабинете сейчас воссозданы камин, каминное зеркало, штоф ручной набойки, которым обиты стены, декоративное убранство окон. Посетители увидят эту комнату впервые.

Впервые же они смогут рассмотреть и единственную в нашей стране работу датского скульптора Енса Адольфа Ерихау, ученика знаменитого Бертеля Торвальдсена, «Охотник, похищающий детеныша пантеры», установленную в Малиновой гостиной. Бывшие жилые покои второго этажа превращены в выставочные залы, и здесь уже открыта выставка «Кабинетные истории», посвященная развитию мебельного искусства в XIX — начале XX века.

В 2022 году Елагино­островскому дворцу исполнится 200 лет. К юбилею обещают отреставрировать еще ряд дворцовых помещений. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+