Елагиноостровский дворец-музей принимает первых посетителей

№92, июнь 2021
№92
Материал из газеты

Десятилетиями Елагин дворец служил украшением местного парка культуры и отдыха, хотя для полного соответствия музейному статусу ему не хватало качественной реставрации. Сейчас она почти завершена

Вид на Елагин дворец. Фото: ЦПКиО им. С.М.Кирова
Вид на Елагин дворец.
Фото: ЦПКиО им. С.М.Кирова

Архитектурная доминанта Елагина острова, один из самых известных памятников эпохи высокого классицизма, Елагин дворец впервые после почти 20-летнего периода ремонтно-реставрационных работ возвращается к музейной жизни. Дворец возвел в 1818–1824 годах Карл Росси по велению императора Александра I как летнюю резиденцию вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Строительством и оформлением интерьеров занимались выдающиеся мастера того времени. И сегодня интерьеры Елагина дворца считаются одним из лучших в России образцов стиля ампир.

После революции, с 1918 по 1929 год, здесь работал Музей истории и быта, потом его закрыли, а весь Елагин остров превратили в парк культуры и отдыха. Во время Великой Отечественной интерьеры сильно пострадали при пожаре. Их реставрация шла с 1952 по 1961 год, но общедоступными стали лишь несколько залов — в остальных располагалась база отдыха трудящихся. В 1987 году дворцу присвоили статус музея, началось формирование коллекции. В 1990-м Елагин остров включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО, с 2001-го архитектурно-парковый ансамбль является памятником федерального значения.

Фактически ремонтно-реставрационные работы  здесь велись с начала 2000-х. Еще в 2006–2012 годах полностью восстановили фасады, отремонтировали кровлю, заменили подъездной пандус. С 2016 по 2021 год во дворце проходили комплексные ремонтно-реставрационные работы на втором и третьем этажах, капитальный ремонт инженерно-технических сетей. Но самые сложные и ответственные работы выполнены во дворцовых интерьерах, многие из которых заново отреставрированы впервые за почти 80 лет. Например, на третьем этаже в помещении церкви во имя Святителя Николая при расчист­ке плафонов воссоздали по историческому описанию декор 16 полуколонн из искусственного мрамора.

Интерьеры дворца на Елагином острове. Фото: ЦПКиО им. С.М.Кирова
Интерьеры дворца на Елагином острове.
Фото: ЦПКиО им. С.М.Кирова

Частично отреставрированы интерьеры парадных залов, Камер-юнгферской и Туалетной комнат, Малиновой гостиной. Полностью восстановлены роспись и убранство двух вестибюлей, особенно пострадавших от копоти котельной, размещавшейся после войны в цокольном этаже, а также мраморные камины и полы. В опочивальне бережно сохранили шелковый штоф, созданный в ходе послевоенной реставрации. Искусственный мрамор расчистили во всех залах, отреставрировали лепную отделку карнизов и фризов, поновили золоченые элементы орнаментов. Всего на проектные и реставрационные работы было потрачено из бюджета 283,9 млн руб.

По словам Татьяны Ершовой, заместителя директора по музейной деятельности, здешней особой гордостью всегда были двери, декор которых не повторялся, а оформление было настолько изысканным и совершенным, что Елагин дворец даже называли «дворцом дверей». «Современные краснодеревцы продемонстрировали глубокое понимание и высокое мастерство в реставрации дверей, — говорит Татьяна Ершова. — Теперь мы видим их обновленными, во всей красе».

На западной лестнице установлены скульптуры львов, отлитые в 1822 году на Казенном чугунно-литейном заводе. Фото: ЦПКиО им. С.М.Кирова
На западной лестнице установлены скульптуры львов, отлитые в 1822 году на Казенном чугунно-литейном заводе.
Фото: ЦПКиО им. С.М.Кирова

Главным достижением современной реставрации, по мнению сотрудников музея, стало возвращение интерьера кабинета Александра I. После войны его частично восстановили, но из-за протечек кровли так и не открыли для публики. Помимо росписи, в кабинете сейчас воссозданы камин, каминное зеркало, штоф ручной набойки, которым обиты стены, декоративное убранство окон. Посетители увидят эту комнату впервые.

Впервые же они смогут рассмотреть и единственную в нашей стране работу датского скульптора Енса Адольфа Ерихау, ученика знаменитого Бертеля Торвальдсена, «Охотник, похищающий детеныша пантеры», установленную в Малиновой гостиной. Бывшие жилые покои второго этажа превращены в выставочные залы, и здесь уже открыта выставка «Кабинетные истории», посвященная развитию мебельного искусства в XIX — начале XX века.

В 2022 году Елагино­островскому дворцу исполнится 200 лет. К юбилею обещают отреставрировать еще ряд дворцовых помещений. 

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+