18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Императорская резиденция и советское стекло

№81
Материал из газеты

В реконструированной усадьбе XVIII века на Елагином острове в Петербурге кипит новая музейная жизнь, слегка замаскированная от непосвященных статусом окрестного ЦПКиО

Про Елагин остров слышали многие, но редкий турист стремится туда с той же решимостью, что в Эрмитаж или Русский музей. Во-первых, это не центр: остров расположен в 5 км от Невского. Во-вторых, на картах он значится как ЦПКиО им. Кирова, а мы-то знаем советские ЦПКиО: карусели, колесо обозрения, мороженое, громкая музыка. Между тем речь идет об изумительно сохранившейся императорской усадьбе XVIII–XIX веков — творении Джакомо Кваренги и Карло Росси, а также о 100 га исторического английского парка (пятую его часть занимают каналы и пруды), о многовековых деревьях, растущих прямо из воды, романтических аллеях и, наконец, о нынешнем прогрессивном музее, расположенном в старинном здании.

Стены

Остров и дом на нем, выкупленные в начале XIX века у обер-гофмейстера Ивана Елагина государем Александром I, стали резиденцией вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Архитектор Карл Росси был призван перестроить поместье под вкусы и статус хозяйки. Проекту он посвятил пять лет жизни: не только расширил и надстроил дворец, но и перепланировал парк, возвел Кухонный корпус, Музыкальный павильон, оранжерею, конюшни, одел в гранит пристань. В едином стиле Росси оформил интерьеры дворца, и они долгое время, даже после революции, считались идеальным образцом ампира. Если прибавить к этому великолепную коллекцию мебели, не только не разграбленную, но еще и дополненную реквизированным имуществом бывших владельцев каменноостровских дач, то станет понятно, почему комплекс функционировал как Музей декоративно-прикладного искусства (Музей быта). 

Во время войны почти все его внутреннее великолепие: наборный паркет, скульптурная лепнина, колонны из оселкового мрамора, живописные арабески по стенам, разные во всех комнатах дубовые двери, — было уничтожено прямым попаданием фугаса. Елагинский дворец стал одним из первых объектов культуры, восстановленных в Ленинграде после войны. Процесс длился с 1952 по 1960 год, руководил им известный архитектор, патриарх профессии Михаил Плотников. Реставрация наших дней (она должна завершиться уже в апреле) призвана сберечь ту легендарную работу 60-летней давности. Уцелевшая коллекция мебели в музее — по-прежнему одна из лучших в городе.

В 1823 году журнал «Литературные листки» называл Елагинский дворец «храмом вкуса и великолепия», а сам остров — местом, «где Искусство и Природа соединили свои силы, чтобы под видом простоты представить все свое богатство». За два минувших столетия мало что изменилось — даже если ограничиться прогулкой по парку и лице­зрением дворца, уже можно получить сильное впечатление. Но у комплекса немало и других чудес.

Стекло

Имея статус музея, в 1997 году Елагинский дворец получил фантастический подарок — коллекцию и архив Ленинградского завода художественного стекла (ЛЗХС). Более полувека это было самое передовое стекольное производство в Советском Союзе.

Возник ЛЗХС стараниями скульптора Веры Мухиной. Находясь в фаворе после успеха «Рабочего и колхозницы», она предложила правительству наладить производство художественного стекла. Еще до войны был создан экспериментальный цех, в 1950-е преобразованный в целый завод. В стране, где само слово «дизайн» было под запретом, вдруг начали выпускать изысканные стеклянные вещи: графины, кувшины, рюмки, вазы, шкатулки. Мухина требовала от мастеров «строгости, простоты, четкости, скупости». До войны именно такие пуристские вещи делал Алексей Успенский, чья гибель при артобстреле города в ноябре 1941-го стала большой потерей. В 1950–1960-е годы по чисто питерской лаконичности мгновенно узнавались работы Акнуния Аствацатурьяна, Адольфа Остроумова, Бориса Смирнова, Екатерины Яновской — последняя почти четверть века была главным художником завода. На ЛЗХС экспериментировали с технологией: использовали венецианскую нить, делали многослойное стекло, прорезанное алмазной гранью так, что оставались видны разноцветные слои. Учитывая, что хрусталь и стекло служили главными советскими сокровищами, на ЛЗХС производились «бриллианты»…

Но в 1990-е завод обанкротился и прекратил существование. Его коллекцию, более 7 тыс. единиц хранения, передали в Елагинский дворец. В 2010 году в Оранжерейном корпусе открылся Музей стекла. Он полон шедевров. Здесь можно увидеть редкую вазу «Репка» (1949) Веры Мухиной, довоенные стекольные вещи известного художника Николая Тырсы, целую витрину цветного сульфидно-цинкового стекла, парадные вазы (например, «Цветок» (1955) Лидии Смирновой), стеклянную скульптуру и многое другое.

Музей не только хранит стекло, но и изучает его. Скажем, два года назад здесь прошла выставка «Эстонский круг ЛЗХС», посвященная творчеству Лейды Юрген, Хелле Пыльд и Пильви Оямаа. А по постоянной экспозиции можно проследить эволюцию стекольного дела в СССР. Движение шло от дизайна к декоративно-прикладному искусству. К концу 1980-х массовое производство и художники оказались окончательно разведены: промышленность выпускала скучный стандарт, а художники делали арт-объекты для выставок.

Одним лишь музеем дело не ограничилось. В 2018-м на Елагином острове заработала стекольная студия, где преподают молодые выпускники Академии Штиглица. Записать на мастер-класс можно и ребенка, и взрослого. Имея в распоряжении несколько плавильных печей, преподаватели показывают, как со стеклом работать, и дают ученикам шанс поупражняться. После таких практических занятий посещение музея становится на порядок более осмысленным.

Интерактивность

Подлинность антуража сочетают здесь с современным музейным подходом, предлагая не столько смотреть и благоговеть, сколько приобщаться к прекрасному через действие. В Кавалерском корпусе работают «Творческие дачи» — студии рисования, лепки, батика, мозаики. Во Фрейлинском корпусе устраиваются костюмированные балы — кринолины и камзолы можно взять напрокат. Конюшенный корпус отдан под временные выставки. Сейчас здесь открыты три экспозиции: «Снимается кино» и «Фарфоровая сказка» (до конца 2020 года), «Барон Мюнхгаузен — король лжецов» (по 30 июня). На каждой из них есть подлинные произведения искусства: мебель XIX — начала XX века, жанровая фарфоровая пластика, старинные гравюры. Но экспозиционный дизайн — самый что ни на есть современный: есть места, чтобы посидеть, полежать, посмотреть мультик на мониторе, отгадать викторину, нарисовать героя, сделать селфи. При этом посетители видят в трехметровых окнах английский парк и подымаются по высоким — где каменным, где чугунным — лестницам. То есть окружение все равно воспитывает и обязывает. 

Прибавьте к этому парковые забавы: елку на Рождество, масленичные гулянья (самая большая поляна в парке издавна называлась Масляным лугом), фестиваль тюльпанов весной и Международный фестиваль уличных театров «Елагин парк» летом (в 2020-м он пройдет в 21-й раз), — и станет ясно, что Елагинский дворцово-парковый комплекс — исключительное место в Питере. Нетрудно понять, почему о нем мало знают туристы, — петербуржцы берегут его для себя. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+