18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Памятникам Константина Бранкузи не дают покоя

№92
Материал из газеты

Законы Европейского союза в области авторских прав не позволяют румынскому городу Тыргу-Жиу воспроизводить изображения трех расположенных на его территории скульптур Константина Бранкузи

Требование муниципалитета города Тыргу-Жиу, родины Константина Бранкузи, перевести наследие скульптора в общественное достояние будет рассмотрено в румынском суде. По действующему европейскому законодательству, местные власти не могут использовать изображения произведений Бранкузи, в том числе стоящего в городе скульптурного ансамбля. Кампанию возглавил местный политик и активист Юлиан Попеску.

Константин Бранкузи вырос в нескольких километрах от города Тыргу-Жиу на юго-западе Румынии, где сейчас находятся три его произведения, созданных в 1936 году в память о румынских солдатах, павших в Первой мировой войне. Эти работы, в том числе «Бесконечная колонна» (1938) высотой 29,3 м, считаются одними из высочайших образцов паблик-арта ХХ века и привлекают в Тыргу-Жиу поклонников художника со всего мира.

Скульптор умер в Париже в 1957 году, а пятью годами ранее отказался от румынского гражданства из-за того, что правительство Румынии не захотело принять в дар его работы. Не имея законных наследников, Бранкузи завещал свое собрание друзьям — супружеской чете художников Александра Истрати и Наталии Дмитреску, а после смерти Дмитреску в 1997 году оно вместе с авторскими правами перешло к их племяннику Теодору Николу. Интересы Николу представляет парижское общество ADAGP, специализирующееся на управлении авторскими правами художников.

Как подчеркивается в документе, распространяемом ADAGP, согласно закону ЕС от 1996 года, авторские права на работы Бранкузи остаются под контролем наследников на протяжении 70 лет после его смерти, и его произведения, таким образом, перей­дут в общественное достояние лишь в 2028 году. Однако Попеску возражает, что по румынским законам авторские права Бранкузи сохранялись лишь до 1973 года. Впрочем, законодательство, действовавшее в Румынии в момент смерти скульптора, едва ли применимо к случаю Бранкузи, который с 1952 года являлся подданным Франции.

Попеску также ссылается на положение Бернской конвенции об авторских правах, принятой в 1886 (!) году. Согласно этому документу, к произведениям архитектуры и другим работам с фиксированным местоположением, к числу которых относится и ансамбль в Тыргу-Жиу, применяется местное законодательство. Попеску подчеркивает, что удерживание прав препятствует производству информационных буклетов и ограничивает исследовательскую работу, в том числе не позволяя включать изображения скульптур из Тыргу-Жиу в книги и кинофильмы. Он считает несправедливым, что муниципалитет должен платить за техническое обслуживание скульптур, но при этом не имеет возможности получать от них прибыль.

Подобные споры вокруг авторских прав на скульп­турные памятники, включая городские монументы, случались и в России. Так, последние пару лет продолжается судебная тяжба между некоммерческим партнерством УПРАВИС (ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства) и издательством «Фест Хэнд», опубликовавшим путеводитель по Екатеринбургу с фотографией памятника основателям города Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину. УПРАВИС требовал денежную компенсацию на основании договора с одним из создателей памятника, скульп­тором Петром Чусовитиным. В 2019 году Арбитражный суд Свердловской области частично удовлетворил иск УПРАВИС к издательскому дому и постановил взыскать с ответчика 10 тыс. руб. Впрочем, в следующем году юристы издательства подали встречный иск к УПРАВИС, в котором требовали признать недействительным договор по управлению исключительными правами на произведение, так как у памятника несколько авторов. Этот вопрос не решен однозначно до сих пор. 


НАДГРОБИЕ РАБОТЫ БРАНКУЗИ УВЕЗУТ С КЛАДБИЩА?

C тех пор как цены на скульптуры Константина Бранкузи на мировых аукционах взлетели до семизначных чисел (он входит в пятерку самых дорогих скульпторов, рекорд цены на его работу — $71 млн), наследие мастера неоднократно становилось предметом судебных разбирательств. Так, уже более десяти лет продолжается спор вокруг «Поцелуя» 1909 года, главной достопримечательности парижского кладбища Монпарнас. Мраморная скульптура была установлена на могиле Татьяны Рачевской, русской студентки, покончившей с собой в 1910 году. Ее возлюбленный, румынский врач по имени Соломон Марбайс установил в качестве надгробия приобретенную им у Бранкузи скульптуру. В 2005 году шесть человек заявили, что владеют правами на версию «Поцелуя» на кладбище Монпарнас, а дилер Гийом Дюамель и французский аукционный дом Millon начали поиски потомков Рачевской, которых они обнаружили на Украине. Адвокаты нашли и продемонстрировали сохранившиеся документы о том, что работа была заказана и оплачена. Скульптор получил за нее 200 франков (примерно €732). Следовательно, это доказывает, что «Поцелуй» с 1911 года принадлежал родителям Рачевской. Тогда власти Парижа, чтобы предотвратить демонтаж надгробия, объявили его памятником архитектуры и культуры, который нельзя перемещать. Однако Апелляционный суд Парижа в феврале этого года отменил решение властей. Судебная тяжба продолжается.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+