18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Памятникам Константина Бранкузи не дают покоя

№92
Материал из газеты

Законы Европейского союза в области авторских прав не позволяют румынскому городу Тыргу-Жиу воспроизводить изображения трех расположенных на его территории скульптур Константина Бранкузи

Требование муниципалитета города Тыргу-Жиу, родины Константина Бранкузи, перевести наследие скульптора в общественное достояние будет рассмотрено в румынском суде. По действующему европейскому законодательству, местные власти не могут использовать изображения произведений Бранкузи, в том числе стоящего в городе скульптурного ансамбля. Кампанию возглавил местный политик и активист Юлиан Попеску.

Константин Бранкузи вырос в нескольких километрах от города Тыргу-Жиу на юго-западе Румынии, где сейчас находятся три его произведения, созданных в 1936 году в память о румынских солдатах, павших в Первой мировой войне. Эти работы, в том числе «Бесконечная колонна» (1938) высотой 29,3 м, считаются одними из высочайших образцов паблик-арта ХХ века и привлекают в Тыргу-Жиу поклонников художника со всего мира.

Скульптор умер в Париже в 1957 году, а пятью годами ранее отказался от румынского гражданства из-за того, что правительство Румынии не захотело принять в дар его работы. Не имея законных наследников, Бранкузи завещал свое собрание друзьям — супружеской чете художников Александра Истрати и Наталии Дмитреску, а после смерти Дмитреску в 1997 году оно вместе с авторскими правами перешло к их племяннику Теодору Николу. Интересы Николу представляет парижское общество ADAGP, специализирующееся на управлении авторскими правами художников.

Как подчеркивается в документе, распространяемом ADAGP, согласно закону ЕС от 1996 года, авторские права на работы Бранкузи остаются под контролем наследников на протяжении 70 лет после его смерти, и его произведения, таким образом, перей­дут в общественное достояние лишь в 2028 году. Однако Попеску возражает, что по румынским законам авторские права Бранкузи сохранялись лишь до 1973 года. Впрочем, законодательство, действовавшее в Румынии в момент смерти скульптора, едва ли применимо к случаю Бранкузи, который с 1952 года являлся подданным Франции.

Попеску также ссылается на положение Бернской конвенции об авторских правах, принятой в 1886 (!) году. Согласно этому документу, к произведениям архитектуры и другим работам с фиксированным местоположением, к числу которых относится и ансамбль в Тыргу-Жиу, применяется местное законодательство. Попеску подчеркивает, что удерживание прав препятствует производству информационных буклетов и ограничивает исследовательскую работу, в том числе не позволяя включать изображения скульптур из Тыргу-Жиу в книги и кинофильмы. Он считает несправедливым, что муниципалитет должен платить за техническое обслуживание скульптур, но при этом не имеет возможности получать от них прибыль.

Подобные споры вокруг авторских прав на скульп­турные памятники, включая городские монументы, случались и в России. Так, последние пару лет продолжается судебная тяжба между некоммерческим партнерством УПРАВИС (ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства) и издательством «Фест Хэнд», опубликовавшим путеводитель по Екатеринбургу с фотографией памятника основателям города Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину. УПРАВИС требовал денежную компенсацию на основании договора с одним из создателей памятника, скульп­тором Петром Чусовитиным. В 2019 году Арбитражный суд Свердловской области частично удовлетворил иск УПРАВИС к издательскому дому и постановил взыскать с ответчика 10 тыс. руб. Впрочем, в следующем году юристы издательства подали встречный иск к УПРАВИС, в котором требовали признать недействительным договор по управлению исключительными правами на произведение, так как у памятника несколько авторов. Этот вопрос не решен однозначно до сих пор. 


НАДГРОБИЕ РАБОТЫ БРАНКУЗИ УВЕЗУТ С КЛАДБИЩА?

C тех пор как цены на скульптуры Константина Бранкузи на мировых аукционах взлетели до семизначных чисел (он входит в пятерку самых дорогих скульпторов, рекорд цены на его работу — $71 млн), наследие мастера неоднократно становилось предметом судебных разбирательств. Так, уже более десяти лет продолжается спор вокруг «Поцелуя» 1909 года, главной достопримечательности парижского кладбища Монпарнас. Мраморная скульптура была установлена на могиле Татьяны Рачевской, русской студентки, покончившей с собой в 1910 году. Ее возлюбленный, румынский врач по имени Соломон Марбайс установил в качестве надгробия приобретенную им у Бранкузи скульптуру. В 2005 году шесть человек заявили, что владеют правами на версию «Поцелуя» на кладбище Монпарнас, а дилер Гийом Дюамель и французский аукционный дом Millon начали поиски потомков Рачевской, которых они обнаружили на Украине. Адвокаты нашли и продемонстрировали сохранившиеся документы о том, что работа была заказана и оплачена. Скульптор получил за нее 200 франков (примерно €732). Следовательно, это доказывает, что «Поцелуй» с 1911 года принадлежал родителям Рачевской. Тогда власти Парижа, чтобы предотвратить демонтаж надгробия, объявили его памятником архитектуры и культуры, который нельзя перемещать. Однако Апелляционный суд Парижа в феврале этого года отменил решение властей. Судебная тяжба продолжается.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
7
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+