18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Частные музеи: кто лидер гонки?

Частные музеи — незатухающий тренд в обеих столицах. Музей Анатолия Зверева, Музей современного российского искусства, Музей русского импрессионизма, Музей ар-деко появятся в ближайшем будущем.

Еще сравнительно недавно, в самом начале 2000-х, прогнозы насчет скорого появления в России значимых художественных музеев с негосударственным статусом представлялись не очень достоверными. Сейчас в целом можно говорить о более или менее оптимистическом сценарии последних лет, реализуемом прежде всего в столицах. Тренд никак нельзя назвать затухающим. Некоторые новые проекты максимально близки к воплощению, их выход на «плановую мощность» ожидается в самом недалеком будущем. Так, уже в декабре 2014 года в Москве должны открыться для публики Музей АЗ, посвященный Анатолию Звереву, и первый в стране Музей ар-деко, базирующийся на обширной коллекции Мкртыча Окрояна. Первый займет три этажа в здании на 2-й Тверской-Ямской улице; помимо показа произведений Зверева из коллекции Георгия Костаки, подаренных его дочерью Алики Костаки основательнице музея Наталии Опалевой, здесь предполагается еще и внушительная мультимедийная экспозиция. А Музей ар-деко на Лужнецкой набережной (он расположится в здании бывшего Императорского монетного двора, его общая площадь составит 1,5 тыс. м2) планирует предъявлять всевозможные жанровые проявления стиля, название которого вынесено в заглавие новой институции. По словам куратора музея Варвары Ганичевой, постоянная экспозиция будет соседствовать с временными выставками.

Остается в силе и ряд других анонсов, в том числе касающихся более масштабных и долгосрочных проектов. Один из самых известных — Музей современного российского искусства, который обоснуется в здании бывшего кинотеатра «Ударник» на улице Серафимовича. Эта инициатива Шалвы Бреуса, предпринимателя, коллекционера, учредителя фонда «АртХроника», недавно переименованного в Международный культурный фонд BREUS Foundation, с самого начала, то есть с марта 2012 года, пользуется повышенным вниманием СМИ, поэтому вряд ли необходимо рассказывать о ней подробно. Следует лишь уточнить, что дело там неуклонно движется вперед, хотя и с отставанием от первоначального графика. В минувшем мае было объявлено, что конкурс на архитектурную концепцию музея выиграло бельгийское бюро Robbrecht en Daem architechten. По замыслу Пауля Роббрехта и Хильде Даем новое музейное пространство должно быть максимально открытым, допускающим широкое проникновение естественного света. Учтена в этой концепции и давняя идея Шалвы Бреуса о залахтрансформерах. Работы по реконструкции «Ударника» уже стартовали. Насчет полной готовности музея к вводу в строй пресс-служба BREUS Foundation дает осторожный прогноз: «Через два-три года».

Своим чередом движется и реконструкция бывшего склада на территории кондитерской фабрики «Большевик», ныне культурно-делового центра с тем же названием. Осенью 2015 года, как предполагает директор будущей институции Юлия Петрова, здесь откроется Музей русского импрессионизма — частное учреждение культуры, основанное бизнесменом и меценатом Борисом Минцем. Регулярно обновляемая постоянная экспозиция, оборудованное хранилище, программа выставок, кинозал/лекторий, место для досуговых и образовательных активностей — этот запланированный набор компонентов предвещает, что музей намерен побороться за свою аудиторию.

Ранее в Петербурге, в 2010 году, был открыт Новый музей современного искусства, основанный Асланом Чехоевым, а в ноябре отметит свою первую годовщину Музей Фаберже, созданный в Шуваловском дворце стараниями фонда «Связь времен» Виктора Вексельберга. В Москве же и вовсе представлен целый спектр: от Музея русской иконы до Центра современной культуры «Гараж», недавно обретшего официальный статус музея, от Института русского реалистического искусства до Фонда культуры «Екатерина», де-факто давно уже работающего в музейном формате.

Оптимизм, впрочем, не у всех идет рука об руку с энтузиазмом. Отдельные инициативы по созданию художественных музеев, о которых было объявлено в недавнем прошлом, или окончательно свернуты, или подвисли на неопределенное время, или потребовали более детальной проработки. Скажем, один из пионеров частного музеестроительства в Москве Игорь Маркин вынужден был основательно умерить свои амбиции, связанные с развитием институции под названием Art4.ru.

От комментария по поводу планов открытия вслед за Петербургом еще и московского Музея Фаберже дипломатично уклонились в упомянутом выше фонде «Связь времен». На вопрос о том, вспоминает ли исполнительный директор Центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко про свое прежнее намерение создать музей современного искусства, ее пресс-служба лаконично ответила, что на ближайшие пять лет таких планов нет.

Не стала расписывать в красках лучезарное будущее и куратор Тереза Мавика, сотрудничающая сейчас с фондом V–A–C («Виктория — искусство быть современным») миллиардера Леонида Михельсона, совладельца компаний «Новатэк» и «Сибур». Хотя в сентябре столичный министр культуры Сергей Капков и сообщил на встрече с журналистами, что у Михельсона имеются серьезные виды насчет открытия в городе собственного культурного центра, однако из ответа куратора вытекает, что эту интенцию еще не время обсуждать вслух. Если же вспомнить еще и об отказе Стеллы Кесаевой, главы Stella Art Foundation, от преобразования своего фонда в музей, то набирается определенная, хотя и разрозненная статистика, не позволяющая утверждать, что в сфере частного музейного строительства у нас нынче однозначный бум и полный расцвет.

То ли в связи с противоречивой ситуацией внутри страны, то ли независимо от нее набирают ход и заграничные проекты «родом из России». Например, в 2013 году в ГМИИ им. Пушкина проходила выставка Отечество мое — в моей душе, где была представлена выборка из коллекции Музея искусства авангарда, основанного предпринимателем Вячеславом Кантором. Коллекция эта интернациональна по составу авторов, хранится она в Швейцарии, дальнейшее ее развитие и экспонирование вряд ли сопряжено исключительно с отечественными реалиями. Или вот Арт-фонд семьи Филатовых, переименованный недавно в Art Russe, намеревается открыть в Лондоне музей соцреализма. Город, видавший Маркса и Ленина, ждет теперь произведений искусства из страны победившего социализма.

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+