Частные музеи: кто лидер гонки?

Деметер Чипарус. Девушки. Собрание Мкртыча Окрояна. Экспонат будущего Музея ар-деко
Деметер Чипарус. Девушки. Собрание Мкртыча Окрояна. Экспонат будущего Музея ар-деко

Частные музеи — незатухающий тренд в обеих столицах. Музей Анатолия Зверева, Музей современного российского искусства, Музей русского импрессионизма, Музей ар-деко появятся в ближайшем будущем.

Еще сравнительно недавно, в самом начале 2000-х, прогнозы насчет скорого появления в России значимых художественных музеев с негосударственным статусом представлялись не очень достоверными. Сейчас в целом можно говорить о более или менее оптимистическом сценарии последних лет, реализуемом прежде всего в столицах. Тренд никак нельзя назвать затухающим. Некоторые новые проекты максимально близки к воплощению, их выход на «плановую мощность» ожидается в самом недалеком будущем. Так, уже в декабре 2014 года в Москве должны открыться для публики Музей АЗ, посвященный Анатолию Звереву, и первый в стране Музей ар-деко, базирующийся на обширной коллекции Мкртыча Окрояна. Первый займет три этажа в здании на 2-й Тверской-Ямской улице; помимо показа произведений Зверева из коллекции Георгия Костаки, подаренных его дочерью Алики Костаки основательнице музея Наталии Опалевой, здесь предполагается еще и внушительная мультимедийная экспозиция. А Музей ар-деко на Лужнецкой набережной (он расположится в здании бывшего Императорского монетного двора, его общая площадь составит 1,5 тыс. м2) планирует предъявлять всевозможные жанровые проявления стиля, название которого вынесено в заглавие новой институции. По словам куратора музея Варвары Ганичевой, постоянная экспозиция будет соседствовать с временными выставками.

Остается в силе и ряд других анонсов, в том числе касающихся более масштабных и долгосрочных проектов. Один из самых известных — Музей современного российского искусства, который обоснуется в здании бывшего кинотеатра «Ударник» на улице Серафимовича. Эта инициатива Шалвы Бреуса, предпринимателя, коллекционера, учредителя фонда «АртХроника», недавно переименованного в Международный культурный фонд BREUS Foundation, с самого начала, то есть с марта 2012 года, пользуется повышенным вниманием СМИ, поэтому вряд ли необходимо рассказывать о ней подробно. Следует лишь уточнить, что дело там неуклонно движется вперед, хотя и с отставанием от первоначального графика. В минувшем мае было объявлено, что конкурс на архитектурную концепцию музея выиграло бельгийское бюро Robbrecht en Daem architechten. По замыслу Пауля Роббрехта и Хильде Даем новое музейное пространство должно быть максимально открытым, допускающим широкое проникновение естественного света. Учтена в этой концепции и давняя идея Шалвы Бреуса о залахтрансформерах. Работы по реконструкции «Ударника» уже стартовали. Насчет полной готовности музея к вводу в строй пресс-служба BREUS Foundation дает осторожный прогноз: «Через два-три года».

Своим чередом движется и реконструкция бывшего склада на территории кондитерской фабрики «Большевик», ныне культурно-делового центра с тем же названием. Осенью 2015 года, как предполагает директор будущей институции Юлия Петрова, здесь откроется Музей русского импрессионизма — частное учреждение культуры, основанное бизнесменом и меценатом Борисом Минцем. Регулярно обновляемая постоянная экспозиция, оборудованное хранилище, программа выставок, кинозал/лекторий, место для досуговых и образовательных активностей — этот запланированный набор компонентов предвещает, что музей намерен побороться за свою аудиторию.

Ранее в Петербурге, в 2010 году, был открыт Новый музей современного искусства, основанный Асланом Чехоевым, а в ноябре отметит свою первую годовщину Музей Фаберже, созданный в Шуваловском дворце стараниями фонда «Связь времен» Виктора Вексельберга. В Москве же и вовсе представлен целый спектр: от Музея русской иконы до Центра современной культуры «Гараж», недавно обретшего официальный статус музея, от Института русского реалистического искусства до Фонда культуры «Екатерина», де-факто давно уже работающего в музейном формате.

Оптимизм, впрочем, не у всех идет рука об руку с энтузиазмом. Отдельные инициативы по созданию художественных музеев, о которых было объявлено в недавнем прошлом, или окончательно свернуты, или подвисли на неопределенное время, или потребовали более детальной проработки. Скажем, один из пионеров частного музеестроительства в Москве Игорь Маркин вынужден был основательно умерить свои амбиции, связанные с развитием институции под названием Art4.ru.

От комментария по поводу планов открытия вслед за Петербургом еще и московского Музея Фаберже дипломатично уклонились в упомянутом выше фонде «Связь времен». На вопрос о том, вспоминает ли исполнительный директор Центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко про свое прежнее намерение создать музей современного искусства, ее пресс-служба лаконично ответила, что на ближайшие пять лет таких планов нет.

Не стала расписывать в красках лучезарное будущее и куратор Тереза Мавика, сотрудничающая сейчас с фондом V–A–C («Виктория — искусство быть современным») миллиардера Леонида Михельсона, совладельца компаний «Новатэк» и «Сибур». Хотя в сентябре столичный министр культуры Сергей Капков и сообщил на встрече с журналистами, что у Михельсона имеются серьезные виды насчет открытия в городе собственного культурного центра, однако из ответа куратора вытекает, что эту интенцию еще не время обсуждать вслух. Если же вспомнить еще и об отказе Стеллы Кесаевой, главы Stella Art Foundation, от преобразования своего фонда в музей, то набирается определенная, хотя и разрозненная статистика, не позволяющая утверждать, что в сфере частного музейного строительства у нас нынче однозначный бум и полный расцвет.

То ли в связи с противоречивой ситуацией внутри страны, то ли независимо от нее набирают ход и заграничные проекты «родом из России». Например, в 2013 году в ГМИИ им. Пушкина проходила выставка Отечество мое — в моей душе, где была представлена выборка из коллекции Музея искусства авангарда, основанного предпринимателем Вячеславом Кантором. Коллекция эта интернациональна по составу авторов, хранится она в Швейцарии, дальнейшее ее развитие и экспонирование вряд ли сопряжено исключительно с отечественными реалиями. Или вот Арт-фонд семьи Филатовых, переименованный недавно в Art Russe, намеревается открыть в Лондоне музей соцреализма. Город, видавший Маркса и Ленина, ждет теперь произведений искусства из страны победившего социализма.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+