18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галеристы оформили отношения с художниками и коллекционерами

№92
Материал из газеты

Разбираемся, зачем российским галереям нужен этический кодекс, будут ли они играть по правилам и как это поможет российскому арт-рынку

Основанная в конце прошлого года Ассоциация галерей современного искусства (AGA) приняла Кодекс профессиональной этики участников арт-рынка — основополагающий документ, на который должны опираться в своей деятельности все члены объединения (на данный момент таких галерей 20). Публикации документа на сайте ассоциации agarussia.art предшествовала дискуссия под названием «Игра по правилам: зачем российскому рынку современного искусства договариваться о профессиональной этике?». В круглом столе 7 апреля принимали участие галеристы Ксения Подойницына (InArt Gallery) и Елена Селина (XL Gallery) (именно они отвечали за разработку кодекса), представитель Art Basel в России Николай Палажченко и другие.

Разговоры о том, что отечественному арт-рынку нужен свой, внутренний «закон Хаммурапи», ведутся давно. Об этом говорили, в частности, на организованной в октябре 2020 года Deloitte глобальной конференции Art & Finance, где в числе прочего обсуждалось, как развить российский рынок искусства. Многим запомнилось выступление основательницы галереи a-s-t-r-a Алины Крюковой (член AGA), которая буквально по пунктам изложила основные проблемы. «Прежде всего, у нас нет понятных всем правил игры, которые уже установлены на международном рынке и приемлемы для совершения сделок купли-продажи. Прозрачность возможна только тогда, когда она поддержана всеми членами сообщества — и пониманием того, какая ответственность наступает, когда эти правила нарушаются. Кодекс профессиональной этики станет фактором роста рынка и его привлекательности для большего количества новых иностранных и российских коллекционеров», — говорила она. Хаосом назвал нынешнее положение дел на рынке современного искусства Николай Палажченко. «Никто никакие правила не соблюдает. Иногда художники ведут себя непредсказуемо, могут питать иллюзии и не всегда ведут себя рационально с коммерческой точки зрения. Конечно, нужно прописать и популяризировать некоторые вещи, но понимать, что всегда какой-то сегмент бардака будет рядом. Мошенников на рынке всегда много, и одна из наших задач — с ними бороться», — эмоционально сформулировал он.

Практика составления внутрицеховых соглашений, которые регламентировали бы отношения между основными игроками рынка, а также инструменты разрешения конфликтов, широко распространена во всем мире. Так, еще в 1987 году был принят этический кодекс и устав CINOA (Confédération Internationale des Négociants en Œuvres d’Art) — старейшей и наиболее уважаемой в мире ассоциации антикваров. Их кодекс считается золотым стандартом для настоящего профессионала, участвующего в сделках с антиквариатом. Впрочем, этот документ, словно Завет, содержит всего пять пунктов: обязательства вернуть предмет, незаконно вывезенный из страны происхождения (1); не торговать предметами, находящимися под угрозой исчезновения (2); способствовать обнаружению краденых произведений искусства (3); не участвовать в операциях по отмыванию денег (4); сознательно не иметь дела с подделками (5). Развитие этих идей, по сути, представляет собой кодекс, принятый Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МКААД), основанной в России в 2004 году (кстати, как ассоциация она тоже входит в CINOA). 

Разумеется, у галерей современного искусства своя специфика, которая требует разработки несколько иного свода правил игры на арт-рынке. Но и здесь есть образцы. Например, их можно найти у американских галеристов (все-таки США — признанный лидер, на долю которого приходится до 40% мирового рынка современного искусства). Этический кодекс имеется у основанной в 1962 году Американской ассоциации арт-дилеров (ADAA). Этот документ подробно описывает принципы, на которых строятся отношения галереи с клиентами (будь то покупатель или владелец работы, передающий ее на комиссию), художниками, дилерами, аукционами и ярмарками, регламентирует вопросы хранения, архивации и работы с художественным наследием, финансовые обязательства сторон. Впрочем, Новый альянс арт-дилеров (NADA), учрежденный в США в 2002 году, в собственном этическом кодексе не столь подробно излагает правила игры для своих членов, фокусируясь не на правах и обязанностях сторон, а на общих ценностях: честность по отношению к другим участникам, высокие стандарты отбора произведений искусства, конфиденциальность информации, защита интересов художника, борьба с подделками и краденым, уважение к интеллектуальной собственности и авторским правам и — в соответствии с веяниями времени — полное неприятие любых форм дискриминации. Словом, за все хорошее против всего плохого, но безо всякой конкретики (в отличие от российского документа).

Свои заповеди галериста в российском Кодексе профессиональной этики, подготовленном Ассоциацией галерей современного искусства. Там всего семь пунктов. Большинство из них стандартные  (не продавать и не выставлять подделки и краденое), но есть и необычные: например, публично не высказываться негативно об АGA или сопровождать проданные произведения сертификатом. Уже то, насколько подробно описано, каким должен быть этот сертификат, обнаруживает основательность авторов российского кодекса.

«Кодекс профессиональной этики — это простые правила взаимодействия участников рынка, механизм. Если их применять, рынку становится действовать легче и, что особенно важно в нашем контексте, прозрачнее. Помимо общих правил, существует несколько узлов, на которых держится вся структура: художник — галерея (какие у них могут быть отношения и что они могут друг другу дать), галерея — галерея (часто они обращаются друг к другу или сотрудничают с одним и тем же художником), галерея — коллекционер, галерея — дилер и так далее», — говорит один из авторов документа Елена Селина.

В кодексе, словно он не этический, а гражданско-правовой, прописаны, например, формы взаимоотношений художника и галереи, будь то временное сотрудничество, договор комиссии, договор об эксклюзивном сотрудничестве или договор о представительстве. Регламентирован даже процесс перехода художника из одной галереи в другую: уведомлять необходимо не менее чем за три месяца! Но самое интересное — попытка зафиксировать размер комиссий во всех возможных случаях: сколько получает автор (50%), сколько материнская галерея (20%), а сколько — та, что выставляет художника (30%), сколько дилер (10%) и сколько галерея от продажи работы из мастерской (тоже 10%, если не участвовала в ее создании). По мнению Ксении Подойницыной, важный вопрос — регулярная практика продажи художниками работ из мастерских, в обход галерей. «В кодексе я хотела упомянуть, что цена в галерее и в мастерской должна быть одна и та же», — отметила Подойницына. В кодексе определен даже размер скидки на работу, если ее покупает музей или фонд (20–25% от рыночной цены произведения, не выше). Подготовленный АGA свод правил восхищает тщательностью проработки всех нюансов. Очевидно, что в его основе лежит желание сформулировать понятные всем правила игры. Иной вопрос — будут ли их неукоснительно соблюдать даже члены ассоциации, не говоря уже о других галеристах. 

Материалы по теме:
Объединиться, чтобы выжить
Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+