18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Объединиться, чтобы выжить

Объявлено о создании Ассоциации галерей — некоммерческой инициативы, направленной на поддержку деятельности галерей в России

Впервые за 30-летнюю историю российского рынка современного искусства отечественные галеристы смогли объединиться и создать собственную ассоциацию, чтобы совместно представлять интересы отрасли. Пресс-конференция по случаю начала работы Ассоциации галерей (АГА), созданной по инициативе группы московских галерей и Фонда поддержки современного искусства «Винзавод», прошла 26 октября в Образовательном центре Московского музея современного искусства. Участники пресс-конференции — члены правления АГА — не скрывали, что идея организовать собственный профсоюз у наших галеристов уже возникала в прошлом, но ни разу не удавалось довести ее до реализации. Напомним, что у отечественных антикваров подобный профсоюз существует давно — речь идет о МКААД, Международной конфедерации антикваров, арт-дилеров и коллекционеров, основанной Василием Бычковым (многолетний президент МКААД и организатор Российского антикварного салона) еще в 2004 году.

В этом году пандемия и связанный с ней кризис, серьезно затронувший в том числе арт-рынок, стали импульсом к консолидации. «Я надеюсь, все понимают, что нас ждут далеко не жирные времена. И ситуация такова, что мы в одиночку не справляемся с проблемами», — заметил в ходе пресс-конференции один из основателей галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин.

Инициатором создания Ассоциации галерей выступила Софья Троценко. Управляя Центром современного искусства «Винзавод», среди арендаторов и резидентов которого — многие ведущие российские галереи, она не понаслышке знает о трудностях, с которыми сталкиваются наши галеристы. И именно ей удалось убедить их в том, что «кризис — лучшее время для того, чтобы попробовать сделать что-то вместе», тем более что роль галерей давно перестала быть сугубо коммерческой.

АГА планирует оказывать помощь членам объединения, в том числе юридическую, организационную и образовательную. Они получат оперативный доступ к информации о государственных льготах и субсидиях, базовым правовым документам, специализированным юридическим консультациям, помощь в получении грантов, в том числе для участия в международных ярмарках, пиар-поддержку, специальные условия от партнеров ассоциации. Среди главных задач этого объединения российских галерей современного искусства — поддержка и развитие различных художественных инициатив в нашей стране, а также практик коллекционирования, формирование единого информационного пространства, ведение образовательной деятельности и разработка мер, направленных на получение помощи и преференций для галерей со стороны государства.

Кажется, именно потребность отстаивать и лоббировать интересы российских галерей в государственных структурах и стала главной причиной создания Ассоциации галерей. Напомним, что о необходимости поддержки государством малого и среднего предпринимательства, в том числе культурной индустрии, Софья Троценко заговорила еще весной, во время «локдауна».

Летом правительство Москвы разработало комплекс мер, направленных на субсидирование малого и среднего бизнеса, и включило в число возможных адресатов такой помощи галереи и аукционные дома. Пожалуй, единственная реальная инициатива, которая непосредственно касалась галеристов, — это частичная компенсация расходов на участие в профильных выставках в России и за рубежом (в их перечень попали все российские и множество зарубежных ярмарок искусства). Прием заявок продолжался до 1 октября. Однако, по отзывам, преодолеть так называемый бюрократический фильтр, то есть правильно заполнить все формы и предоставить все необходимые документы, оказалось невыполнимой задачей для многих галерей. Одна из первоочередных целей новой ассоциации — помочь своим членам довести это дело до конца. Еще одна насущная проблема — лоббирование изменения таможенного законодательства в области ввоза и вывоза произведений современного искусства, а также оптимизация расходов, связанных с участием в международных ярмарках.

Софья Троценко рассказала о структуре организации, которая пока насчитывает всего 13 участников. Высший орган управления — это ежегодное собрание членов АГА, а операционную деятельность осуществляет правление. В него вошли Емельян Захаров («Триумф»), Ксения Подойницына («Галерея 21», InArt Gallery), Сергей Попов (pop/off/art), Елена Селина (XL Gallery), Александр Шаров (11.12 Gallery), а также президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Софья Троценко. Действующие участники ассоциации — 11.12 Gallery, a-s-t-r-a, Askeri Gallery, InArt Gallery by Ksenia Podoynitsina, pop/off/art, Syntax, Totibadze Gallery, XL Gallery, «Восточная галерея», «Крокин-галерея», «КультПроект», «Треугольник», «Триумф». Среди основателей и членов ассоциации пока только столичные галеристы, однако организация должна способствовать консолидации галерейных сил со всей страны, так что ожидается, что в ближайшее время состав АГА расширится в том числе за счет галерей из Санкт-Петербурга и других городов. Критерии для членства предельно просты: галерея должна существовать более одного года, иметь собственное выставочное пространство, функционировать как публичная площадка, проводить не менее четырех выставок в год, обязательно сотрудничать с музеями и присутствовать в медиапространстве. Для молодых галерей, онлайн-проектов и тех, у кого пока нет своего выставочного пространства, создан статус «ассоциированного члена». Кроме того, партнерами ассоциации станут различные компании, предоставляющие услуги, связанные с работой галерей (в частности, перевозка и страхование произведений искусства, юридические услуги и тому подобное).

Планы Ассоциации галерей на ближайший год объявил Емельян Захаров. Он отметил, что прежде всего предстоит выработать юридические стандарты взаимодействия с государственными органами, клиентами и художниками (речь идет о создании пула стандартных документов). Также это разработка процедуры подачи заявок и получения грантов, которые могли бы поддержать как галереи, так и художников. Еще один важный аспект — создание этического кодекса галерейной деятельности, что могло бы способствовать формированию положительной репутации у индустрии в целом. Захаров вновь, вслед за Троценко, затронул вопрос организации взаимодействия с государством: музеями, Министерством культуры России и Департаментом культуры города Москвы, включая участие галеристов в закупочных комиссиях, стимуляцию приобретений произведений современного искусства в Музейный фонд РФ. Наконец, еще одна смелая цель АГА — проведение большой международной выставки русского искусства за рубежом.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+